Название статьи

Управление эмоциями: ИИ или ты?

Забавно, сейчас активно развивается обучение цифровых систем распознавать и понимать человеческие чувства и эмоции. Скоро технологии будут лучше понимать эмоции людей, чем сами люди свои эмоции. Детей в школе до сих пор этому не учат. Да, и далеко не все взрослые вообще понимают, что с ними происходит. Какие именно эмоции они испытывают. Замечаю это и на своих курсах по эмоциональной осознанности, и на своих ретритах. А это очень важная связочка. Умение выстраивать цепочку между мыслями, телом и эмоциям.

Помню, как я сама училась все это связывать в одно целое и развязывать, когда нужно. Мне это важно, чтобы уметь считывать сигналы своего тела тогда, когда они еще только подают позывные: «Обрати на меня внимание», а не тогда, когда уже находишься в эмоциональном вихре.

И технологии тоже настраиваются сейчас таким образом, чтобы воспринимать настроение, например, восторг или разочарование, и использовать это как первичные данные для установления взаимодействия. Человек включает смартфон, и уже видно, ага, он уставший и злится, и сейчас мы ему подсунем рекламу кафе с булочками. И в таком настроении, вуа-ля, булочки уже оказались во рту. Именно так сейчас выстраиваются манипулятивные связи. Но дальше еще лучше будет получаться подловить человека тогда, когда он уязвим.

ОМ — осознанный маркетинг

А вот если мы следуем подходу ОМ*, то идем из того, что важно для самого человека. И тогда включается помощник ООЖ*, который, наоборот, говорит: «Эй, кажется, у тебя плохое настроение и ты сейчас захочешь его заесть, но что если мы с тобой сейчас подышим?» И включает медитацию или дыхательную практику. И вставляет (если нужно рекламу) со свечами ручной работы и приятным запахом или подбирает фильм под настроение». Можно пофантазировать на эту тему.

Модулятор настроения

Хотя любители фантастики, конечно же, помнят, как минимум, про модулятор настроения у Филиппа Дика в его книге «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Только он пошел дальше. Эмоции в его мире используются не только для продажи, но и вполне себе управляемы. Их можно подкалибровать. Если человек проснулся не в очень хорошем состоянии, можно подзарядить его бодростью.

«Модулятор настроения, стоявший возле кровати, легко зажужжал и включил автосигнализатор, который разбудил Рика Декарда слабым, приятным электроимпульсом. Немного удивленный, — он неизменно удивлялся внезапному состоянию бодрствования, которому не предшествовали полусонные зевки, — Рик, в цветастой пижаме, поднялся со своей кровати и потянулся. Айрен, жена Рика, тут же разлепила серые невеселые глаза, моргнула и закрыла их вновь»

В книге, модулятор, вообще встречается всего-то пару раз, но каждый раз задает одну из главных нитей, который проводятся в романе — связи эмоций и человечности. Чтобы пройти тест на человечность, модулятор может помочь андроиду компенсировать недостаток эмпатии. Мне нравится тут двойное такое прочтение. И человечность — как способность чувствовать человека, испытывать дружелюбие, эмпатию, и как показатель принадлежности к тому, чтобы быть человеком. Хотя если так задуматься, то как вообще одно может быть отделимо от другого? Риторический вопрос. Мы-то знаем как, к сожалению.

ИИ или ты?

К еще большему сожалению, нашими эмоциями управляют постоянно. И где-то мы сами подсаживаемся на такие «прототипы» модулятора, с помощью сладостей, алкоголя, медицины растений (как сейчас модно говорить), игр, сериалов и всего прочего, что быстро помогает забыться или затупить. Есть другой способ. Работать над эмоциональной и телесной осознанностью. И управлять самим. Но это опять работать, а хочется же волшебную таблетку.

Границы между физическим и виртуальным миром стираются. Это, кстати, еще один важный тренд, который уже нужно учитывать в построении коммуникаций. И скоро как-то именно так все и будет происходить. Вопрос на повестке только один, кто этим будет управлять. ИИ или ты?)

P.S. *ОМ и ООЖ — это я придумала акронимы, собственно, Осознанный Маркетинг и Осознанный Образ Жизни.