Название статьи

ЗАЧЕМ УЧИТЬСЯ УЧИТЬ МЕДИТАЦИИ?

Меня спрашивают, зачем я пошла на сертификационный преподавательский курс по медитации и организации ретритов Игоря Будникова. Особенно самым близким покоя не дает. «Сколько можно учиться» — восклицают все как один. «Ты ведь уже давно так медитируешь». А те, кто в теме, добавляют, что в основном все преподаватели по медитации самоучки, мол, зачем «учиться как учить»?
И тут сразу всплывает несколько моментов.
Пройдя опыт создания образовательных продуктов, могу с уверенностью сказать, что да, нужно учиться как учить. И методология создания образовательных продуктов не менее важна чем сам продукт. Когда я начинала работу над своим курсом КиноОдиссея, я подходила к нему с точки зрения именно образовательного процесса, а не создания инфобиза. И проходила педагогические-методологические модули, проходила Образовательный кампус в Икре, очень много читала на эту тему. В итоге, у меня появился совершенно уникальный продукт, который даже сейчас остается ни на что не похожим, хотя курсов по истории кино появилось уже очень много
Когда я поняла, что мне хочется не только исследовать возможности медитации, не только практиковать самой, но и нести это дальше, я сразу же задумалась о том, как обучать максимально экологично.
Во-вторых, что касается учителей. Тут 2 основных лагеря:
  • Самоучки — те, которые в глубокой практике, часто имеют посвящение или опыт больших ретритов непосредственно в буддийских монастырях.
  • Теоретики — которые окончили курсы по медитации, имеют сертификацию, но не имеют опыта глубокой медитации. Даже порой ни одной випассаны не проходили.
У меня есть опыт прохождения курсов и медитаций у учителей и в том и другом лагере, вижу и в том и в другом лагере дисбаланс. Проанализировала и тех и других, пришла вот к каким выводам.

Учителя по медитации «самоучки»

Какие основные перекосы заметила? Ну, например, вы приходите на курс для начинающих, и вам на пятом или шестом занятии рассказывают про вибрации, пульсации, предлагают почувствовать золотой поток и т.д. А у новичка основная проблема вообще высидеть первые 15 минут. Какие там потоки. Он доходит до занятия с «потоками», окончательно уверует в то, что медитации — не для него, что у него ничего не получается, и прекращает занимается.
Печально то, что потом сдвинуть такого человека, уговорить его попробовать еще раз — очень сложно. На мой взгляд, это неэкологичный подход. Причем такие курсы есть у весьма именитых мастеров. В индивидуальной работе и на ретритах у самоучек все гораздо лучше, но большая часть людей сейчас обучается медитации на онлайн-курсах.
Любой онлайн-курс подразумевает образовательную траекторию. Когда мы ведем ученика из точки А в точку Я. И должны очень хорошо понимать, сколько на этом пути остановок. Какой длины они должны быть, какие практики нужно использовать, чтобы не только познакомить человека с техникой самой медитации, но и дать необходимую теорию, и что еще важнее — вдохновение на практику. Т.е. по сути говоря, к курсу медитации нужно подходить как к любому другому хорошему образовательному продукту.
Прежде чем дать ученику «Петрушку» Стравинского, с его глиссандо, тремоло, переносами через 2 октавы, нужно научить его нотной грамоте, поставить руки. Пока ученик не высидит, пардон, попой энное количество часов, никакой виртуозной игры не получится. Ах, да, и тут еще и вопрос к терминологии.
Человек приходит на курс по медитации для начинающих. Его уверяют, что медитация — современная практика осознанности, но как только приступает, вдруг откуда ни возьмись индийские боги, палийские мантры, намасте и так далее. Всем понятно, что медитация как техника пришла к нам из Индии, но это тоже самое, что говорить о глиссандо и крещендо человеку, который пришел узнать ноты.
К сожалению, таким учителям так хочется передать все свои знания и умения, что они забывают о том, в какой точке находится ученик. Он в точки Б или уже в точке Х? Я считаю, что можно совершенно спокойно обучать медитации без этого окраса. Либо вынести это в теоретический блок, где рассказать об истории, дать основные термины, прояснить их.

Резюме:

— Нет образовательной траектории
— Нет понимания опыта и потребности ученика
— Сложные техники и термины, которые отталкивают человека от медитации
Часто личность учителя может затмевать минусы, т.к. вызывает огромное восхищение и уважение. На начальном этапе человек может загореться. И если учитель дальше поддерживает ученика, есть большой шанс, что он вырастет. Но к сожалению, это работает только в живых курсах. Если курс по медитации прездаписан, то тут этот фактор практически сходит на нет.

Учителя по медитации «теоретики»

У теоретиков много знаний в теории, но опять же редко есть знания именно по концепции образовательного продукта. И выглядит это так, вы приходите к «теоретику» и вас час грузят о том, что такое медитация, какие волны бывают, как человек себя чувствует во время медитации, сколько проведено исследований, как происходит процесс выдоха, и к моменту, когда начинается сама медитация, половина людей уже не в состоянии медитировать. Они просто перегружены. Человек, у которого у самого нет большого опыта глубокой практики и преподавания, просто не чувствует аудиторию.
Например, мы в «Икре» составляли занятия по конструктору опыта. Сколько нужно дать разминку, сколько нужно дать теории, практики, знакомства и т.д. таким образом, чтобы у человека все время были периоды активности и разрядки. Теория медитации, увы, не равно теории преподавания. Не претендую на суперпупер препода, но тем не менее у меня уже опыт преподавания больше 15 лет, причем для совершенно разных аудиторий. От детей до корпоративных лекториев. И, конечно, свой опыт преподавания в других дисциплинах я применяю и для медитации.
Но самое печальное, когда у человека нет своей глубокой практики, у него нет и внутренней силы. Он просто зачитывает медитацию с листа как любой другой текст. В такую медитацию практически невозможно погрузиться. И от такого преподавателя совершенно нет вдохновения. Более того очень часто теоретики используют много терминов лишь потому, что сами телом не дошли. И им приходится прибегать к каким-то мудреным выражениям, чтобы объяснить, на самом деле, очень простые вещи. Просто когда проживаешь опыт внутри, он становится своим, а не умозрительным. А когда опыт свой, его можно легко и просто объяснить. Даже ребенку.
Как меня учили, проводник может привести только к той точке, до которой дошел он сам. Но если собственная практика заключается в том, что человек 15 минут в день медитирует, а то и не медитирует вовсе, то куда он может привести? В любом обучении должен быть небольшой челлендж. Ученик должен понимать, куда может стремиться. И учитель тут яркий пример. Практика самого учителя должна вдохновлять ученика.

Резюме:

— Опять же нет образовательной траектории
— Нет собственной глубокой практики.
— Человек перегружен теорией и не вдохновляется примером учителя, что очень быстро отвращает от практики.
Человек может много всего узнать о медитации с научной точки зрения и поверить, что медитировать действительно нужно. К сожалению, после этого чаще всего человек уйдет к другому учителю.

Теория + практика медитации

Собственно это и есть ответ вопрос, почему я пошла на сертификационный курс. Чтобы взять лучшее от теоретиков и практиков и экологично вести ученика за собой. Есть ли преподаватели в такой смешанной технике? Есть! Но их очень мало! И еще меньше тех, кто выстраивает курс по медитации с точки зрения образовательной траектории. А еще, конечно, поработать над уникальными навыками, которые часто остаются в стороне. Например, над просодией.
Как раз у нас на одной из лекций приводили данные, что только 10% студентов проходят курс по медитации до конца. Представляете, 10%! А сколько процентов из них продолжает дальше самостоятельную практику?

А какой у вас опыт медитации? Практикуете или только подумываете о практике?

Зачем учиться учить медитации
Зачем учиться учить медитации