Название статьи

Что делать, когда все не так

Рассказывала вам, как у меня с помощью медитации получилось пройти огромную трансформацию. И из состояния депрессии я в итоге пришла к шанти, такому очень приятному состоянию спокойствия и радости. Конечно, не буду лукавить, шанти — тоже не что-то такое, что присутствует постоянно. Но удавалось как-то быстро к нему возвращаться.

У меня были расписаны все мои привычки, ритуалы, и с помощью практик я себя отлично поддерживала. Даже если были какие-то нюансы. Но когда все пошло тотально не так, вот тут начались проблемы. И я даже не сразу заметила, что они начались. Пришла за советом к учителю, т.к. сама уже не справлялась. Выкладываю вам кусочек нашего разговора, чтобы на своем опыте проиллюстрировать, как можно влипнуть.

Месяц назад мне сделали операцию на ноге, и я почему-то думала, что через две недели уже буду бегать. Но у меня оказался послеоперационный тромбоз, и мне сказали, что нужно дать полный покой ноге на месяц. «Ну, что ж, месяц — так месяц», — подумала я.

Через месяц я пришла на обследование, и, к сожалению, опять подтвердился тромбофлебит. И я расплакалась. Я уже записалась на курс по пранаяме (который мне не разрешили дальше проходить), записалась на мастер-класс по контактной импровизации, на который теперь не попаду. И все мои привычные рутины опять слетели. И вроде бы со стороны кажется, ну что такого. Но от каждой практики был свой нужный эффект.

  • Я не могу делать полноценные медитации, только небольшие практики — это отразилось на ясности сознания и объеме внимания;

  • У меня нарушился сон, т.к. нужно спать в дурацких чулках и появилась большая тревожность — ухудшился внешний вид, снизилась работоспособность + поднялась раздражительность;

  • Я не могу заниматься никакой физической активностью — снизилась энергия, тело сразу становится деревянным.

  • Я не могу заниматься пранаямой — снизился уровень ментальной энергии;

  • Я не могу голодать, т.к. мне нужно пить таблетки, — и это то, что мне давало легкость тела и сознания.

Список можно продолжить, но в итоге, за месяц состояние шанти превратилась в унылое г…

У меня были расписаны все мои привычки, ритуалы, и с помощью практик я себя отлично поддерживала. Даже если были какие-то нюансы. Но когда все пошло тотально не так, вот тут начались проблемы. И заодно проверочка моя на осознанность…

И я даже не сразу заметила, что они начались. Пришла за советом к учителю, т.к. сама уже не справлялась. Ниже выложу вам кусочек нашего разговора, чтобы на своем примере показать, как можно влипнуть… Даже опытному практику!

Сегодня все стало еще хуже. Риск инсульта, тромбоэмоблии. Прогноз такой «овощной жизни» на ближайшие полгода. Я опять раплакалась, но потом вспомнила наш разговор, вытерла слезы и сказала: «Нет уж, хватит. Не поддамся». Беру ситуацию в работу. Есть дано, и есть решение.

Разговор с учителем

— Что случилось?

— У меня все поехало, хочу вернуть себя себе. Из-за операции не могу медитировать, практики делать, — начинаю перечислять, учитель прерывает.

— Что значит вернуть себя себе?

— Состояние свое, нормальное, сейчас ужасное состояние, подавленное, раздражительности много, — опять начинаю перечислять, учитель прерывает.

— Ты не удовлетворена своей ситуацией? — спрашивает.

— Не удовлетворена, — отвечаю я и тут же понимаю, к чему клонит учитель. Поймала неудовлетворенность. Он читает на лице и улыбается.

— Но я же понимаю, что это ненормально пребывать в таком состоянии, это мешает мне работать, взаимодействовать с людьми, — пытаюсь оправдываться.

— Неудовлетворенность ведет… — делает паузу

— К страданию, — заканчиваю фразу, — но здесь же другая неудовлетворенность. Я же не могу как раз и медитировать.

— Неудовлетворенность не бывает правильная или неправильная. Получается твоя привязанность к практикам ведет к неудовлетворенности. Чем это лучше, когда есть привязанность к алкоголю? Дукха (т.е. страдание) растет из твоего стремления получить желаемое. Ты не получаешь.

— Хорошо. Ну, но что тогда делать? Как мне вернуться в нормальное состояние?

— Нормальное состояние — это что-то постоянное?

— Нет, — опять понимаю, к чему клонит учитель и немного злюсь. Это такие очевидные вещи, которые я объясняю на первых уроках медитации. И сама попала в ловушку. Аничча — непостоянство, одна из характеристик бытия, которую мы наблюдаем в медитации.

— Чем я тебе могу помочь?

— Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать.

— У тебя какое решение?

— Хочу поехать на випассану. Как можно быстрее. Но мне пока нельзя столько сидеть.

— Не нужно ехать на випассану. Ты пройдешь любую випассану. Тебе нужно смирение, — кивает определенным образом, понимаю, что разговор почти закончен, — нужно принять те обстоятельства, которые есть. И в них найти удовлетворенность. Не можешь медитировать как привыкла, медитируй несколько раз в день немного. Сохраняй непрерывность практики. Следи, где твой фокус внимания, чем ты наполняешь сердце, что в твоем дыхании.

Благодарю учителя, выхожу с ощущением кристальной ясности. Немножко даже злюсь на себя, что пришла с такими глупыми вопросами. Но улыбаюсь внутри: «Снова в школу». Вроде бы я довольно уже опытный практик, а вот наступаю на те же грабли. Иногда нам кажется, что вот если я в медитации думаю над глобальным потеплением — это хорошо, а если перемалываю какой-то разговор с подругой в десятый раз — это плохо. Но нет разницы. И то и то — отвлечение. И задача вернуть внимание себе.

Так и у меня. Будто бы нашла оправдание в том, что лишилась своих практик. По факту, это просто привязанности. Большая работа предстоит на принятие и отпускание.