Название статьи

Осознанное восприятие звука

Темой звука я вообще интересуюсь давно. Опущу сейчас период музыкальной школы, об этом надо долго и подробно. Вот именно изучать звук как звук я начала во ВГИКе. И одной из самых любимых тем была как раз — Приход звука в кино. Такой переломный момент для всего кинематографа. Многие известные режиссёры противились изо всех сил звуку. Среди них ярчайшие, кстати говоря, представители — Чарли Чаплин и Сергей Эйзенштейн. У каждого были свои причины. Но, наверное, главным было то, что они боялись, что кинематограф просто превратиться в радио с картинками.

И в чём-то они были правы. Появилось даже целое направление фильмов, которые так и назывались Talkies. Чарли Чаплин боялся, что вместе с болтовнёй исчезнет искусство пантомимы. А он мог стоя спиной к камере выразить плечами больше, чем многие актёры глазами, губами и даже словами. Эйзенштейн, конечно же, понимал, что звук убьёт весь тот экспериментальный дух авангарда двадцатых годов. И действительно, прошло не одно десятилетие, пока кинематограф смог вернуться к таким монтажным схемам.

Звуковые эффекты могут быть использованы для усиления действия на экране и создания эффекта присутствия

Но несмотря на сопротивление даже таких мэтров, звук отвоевал своё место. И сейчас смотреть немое кино могут единицы. Знаю по опыту проведения кинолекториев моего курса «КиноОдиссея». Просмотр немых картин требует очень большого внимания и осознанности. Тоже может быть формой медитации, кстати. Чтобы тренировать видение как видение. Тут интересно вот что. Образный ряд воспринимается объективно. А восприятие звука — субъективно. Когда мы слышим звук, мы сопоставляем его с его зримым образом. И эта интересная точка для исследования типа восприятия зримого и слышимого.

Восприятие звука субъективно

Например, представьте, что вы находитесь в пустом помещении, засыпаете и слышите такой набор звуков: гулкие шаги, падение ключей, визг тормозов, ускоряющиеся шаги, лай собаки, скулёж, внезапно наступившая тишина. По этим звукам можно выстроить настоящий триллер. Звук является не только органом слуха, но и так называемым «органом страха», заложено нашей природой, мы фиксируем всё, что может угрожать нашей безопасности. Хичкок был в этом настоящим мастером. Чего только стоят его скрипочки в «Психо».

Или, например, величайшая картина «Окраина», которую снял Борис Барнет. Мало кто смотрел этот фильм. Хотя по звуку она до сих пор кажется новаторской, продуманной до каждой мельчайшей детали. Фильм словно записал «фонограмму жизни», чувствуешь постоянный эффект присутствия. Вечереет, одно за одним зажигаются окна, тишина, пустая улица, которую вдруг заполняет хохот, а где-то за углом поют романс, а у крыльца жалобно скулит собака.

Что-то видишь глазами, а что-то остаётся — за кадром. И ушами начинаешь смотреть картину. Видишь, что происходит на первом плане, на втором, на третьем. Она становится более объёмной, воображение дорисовывает то, на что режиссёр дал лишь намёк.

Восприятие звука в медитации

И вот это переключение между каналами восприятия можно тренировать. Когда нужно — обостряешь слух, выписываешь звуковой пейзаж. Когда нужно — отпускаешь слух, концентрируешься так, что иногда даже речь окружающих людей становится либо совсем неслышной, либо переходит в какой-то неразборчивый гул. И задачка со звёздочкой — только наблюдать и регистрировать, как работает сам по себе канал слышания. Как орган. Звучит, может, сложно, но, на самом деле это очень интересный процесс. Когда в него входишь, оторваться невозможно

И вот это переключение между каналами восприятия можно тренировать. Когда нужно — обостряешь слух, выписываешь звуковой пейзаж. Когда нужно — отпускаешь слух, концентрируешься так, что иногда даже речь окружающих людей становится либо совсем неслышной, либо переходит в какой-то неразборчивый гул. И задачка со звёздочкой — только наблюдать и регистрировать, как работает сам по себе канал слышания. Как орган. Звучит, может, сложно, но, на самом деле это очень интересный процесс. Когда в него входишь, оторваться невозможно

Вот хотя бы пересечение, как звук можно рассматривать и с точки зрения кино и с точки зрения медитации:

  • Для передачи эмоций и создания настроения, погружения в определённое состояние;
  • Для создания большего эффекта присутствия;
  • Для создания/наблюдения звукового ландшафта;
  • Это еще один слой, который помогает создавать/наблюдать глубину и многомерность фильма/жизни.
Если вас заинтересовал период перехода от немого кино к звуковому, советую посмотреть два прекрасных фильма:
Канонический нуар Билли Уалйдера «Сансет Бульвар»
И прекрасный мюзикл «Поющие под дождём» Стенли Донена и Джина Келли.