Название статьи

Зачем ходить на кинофестивали?

«Зачем, вообще, смотреть фестивальное кино? Что это дает? Ведь если фильм не стал блокбастером — значит людям не понравилось. На кинофестивали попадают малобюджетные фильмы, а раз нет бюджета, то и качество страдает. Непонятные режиссеры, непонятные актеры, тягомотина, фильм идет аж 2 часа». Примерно такие сомнения возникают у друзей и знакомых, когда я зову на фестивали. И каждый раз объясняю, зачем и почему иду. Итак,  зачем?

Для начала определим, о каких фестивалях речь. Есть кинофестивали с конкурсной программой, например, «Кинотавр» или «Московский международный кинофестиваль». На этих фестивалях, как правило, представлены новые фильмы, многие из которых в дальнейшем выйдут в прокат. Это большие события, которые случаются 1 раз в год, поэтому они широко освещаются СМИ.  И зачем идти на эти фестивали, думаю, понятно ?

Зачем ходить на кинофестивали? | Feellini — ваш проводник в мире кино.

А есть небольшие фестивали, которые представляют авторское или экспериментальное кино других стран мира. Их привозят в Россию небольшие компании, часто у таких фильмов нет даже прокатного удостоверения. Благодаря этому мы увидели на большом экране, например, фильм «Зови меня своим именем». Можно долго спорить о содержательной части этого фильма, но мы не смогли даже спорить, если бы не посмотрели. Я ценю такие фестивали и специальные показы за возможность составить свое мнение и выбор. Условно их можно разделить на 3 типа:

  • Национальные фестивали. Знакомят с творчеством режиссеров других стран: фестиваль «Кино Арабского Востока», фестиваль «Итальянские истории»,  фестиваль «Японские показы» и т.д. Это дает понимание культурных трендов и актуального исторического среза. Как будто, вы совершаете небольшое путешествие, только смотрите на страну глазами режиссера. В таких фильмах минимум политкорректности и стереотипов, и максимум острых социальных тем. Какое путешествие больше расскажет о стране: автобусная экскурсия с гидом или волонтерство на ферме в Австралии? Каждый вид имеет свои преимущества, но во втором случае погружение в местные обычаи и нравы явно будет более глубоким.

  • Ретроспективы. Знакомят с творчеством выдающихся режиссеров, фильмы которых практически невозможно увидеть на большом экране, например, в июле проходит «Ретроспектива фильмов Ксавье Долана» и «Ретроспектива фильмов Стэнли Кубрика».

  • Фестивальные коллекции. Представляют победителей мировых фестивалей. Например, фестиваль Future Shorts собирает короткометражные шедевры со всех стран мира. А именно с короткометражек начинает большинство режиссеров. Так что, возможно, вы посетите дебют будущей мировой звезды.

Что дает фестивальное кино:

  • Понять, что такое авторское кино. В таких фильмах чувствуется индивидуальный стиль режиссера. Собственно, поэтому и называется оно «авторским», т.к. мы видим мир через личность режиссера, его характерных особенностей.
  • Получить другой зрительский опыт. Авторское кино — не про спецэффекты и зрелищные кадры, а про игру актеров и глубокое проживание, сопереживание. В авторском кино всегда есть поиск. Поиск формы и решений.
  • Почувствовать фильм через зал. На такие фильмы приходит понимающая публика определенной «насмотренности», не чтобы развлечься пару часов с попкорном в руке, а чтобы учиться, самообразовываться, воспитывать в себе осознанного зрителя.
  • Посмотреть фильм на языке оригинала с субтитрами.
  • Познакомиться со съемочной группой. Иногда на фестивали приезжает режиссер и представляет ленту.

Это как с вином. Сначала вы не разбираетесь во вкусах и заказываете общепринятые бордо, мерло, шардоне и совиньон. Не рискуете со странами, выбирая привычные французские и итальянские, но потом постепенно впускаете в свою жизнь и вина Нового Света, открываете для себя редкие сорта и начинаете различать едва уловимые оттенки винных букетов.

Каждый месяц в разделе Афиша я собираю актуальные фестивали и специальные показы! Следите за обновлениями и выбирайте фильмы по своим предпочтениям и интересам!

А вы ходите на фестивали? Какие последние посетили?