От большевиков к кинозвёздам
Как художник Юрий Анненков пришёл в кино?
В МИФе недавно вышла книга «Мода и гении» об известных людях из разных сфер искусства. Мне понравился взгляд на них — сквозь призму костюмов и культуры повседневности. В моём курсе «КиноОдиссея» я тоже даю биографии режиссёров сквозь призму эпохи. Рассказываю, что тогда происходило, как жили люди, т.к. этот контекст важен для понимания, почему снимались такие фильмы, почему режиссёров вдохновляли такие темы. Поэтому когда увидела эту книгу, сразу же заинтересовалась. Тем более что книга написана практически глазами очевидца — Ольги Хорошиловой. Её дед Модест Гофман дружил с одним из героев этой книги — Юрием Анненковым.
Юрий Анненков. Портрет Александра Божерьянова
Анненков больше всего известен как художник, был знаком с Репиным, учился вместе с Марком Шагалом в мастерской Зейденберга, брал уроки живописи в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. И, конечно, на нём отразился модный в то время кубизм и футуризм. Он даже оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы Блока «Двенадцать». Но меня заинтересовала его кинематографическая деятельность.
Иллюстрации Анненкова к поэме Блока «Двенадцать»
Портрет Троцкого
В Париж он попал в 1924 году, когда получил визу для советских мастеров для 14-й Венецианской биеннале. В советском павильоне Анненков представлял портрет Троцкого. Но прежде чем писать портрет, нужно было придумать наряд для вождя, т.к. Троцкий отказался позировать в военной форме.
Юрий Анненков. Графический портрет Льва Троцкого, 1923 год. Подготовка для масштабного портрета
«Лев Давыдович, конечно, понимал, что военная форма со всеми её уставными деталями помещает человека в определённое время и место, указывает на звание и пост. Троцкий в гимнастёрке с «разговорами», с петличками, нашивками, в галифе и будёновке — это просто нарком по военным делам и председатель Реввоенсовета в обмундировании образца 1922 года. Это функционер, олицетворение Армии и Власти». Но Троцкий мыслил себя шире. Он был кратен лишь космическим величинам. Армейская форма — прокрустово ложе. К чему она, если Троцкий — лидер мировой революции, вождь вселенского масштаба, он демиург. Он вечен!»
Портрет Л. Троцкого, созданный Ю. Анненковым, среди других работ художника на Венецианской биеннале, 1924 год
«Анненков отлично понял идею и на глазах демиурга набросал костюм для портрета: непромокаемое пальто с высоким воротником, клапаном и большим карманом посередине груди (такой обычно украшал зимние шинели русских офицеров), кожаные перчатки с крагами, сапоги и фуражка с автомобильными очками. Юрий Павлович обошёлся без военной определяющей атрибутики, без петлиц, знаков различия и даже без красной звезды на фуражке!»
Юрий Анненков с портретом Льва Троцкого
В этом костюме чувствовалась трагичность, намёк на вечность. Именно в нём он предстал на гигантском полотне Анненкова. Портрет вернулся на родину, а вот его автор остался в Европе, переехав в Париж.
Кино и Париж
В 1934 году Анненкова получил приглашение поработать над костюмами в фильме «Московские ночи» Алексея Грановского. Для этой постановки Юрий Павлович создал больше 200 костюмов. Анненков работал с Анатолем Литваком, Георгом Пабстом, Абелем Гансом, Жаном Деланнуа, но самым продуктивным было сотрудничество с режиссёром Максом Офюльсом. Анненков не просто сочинял наряды, но в каждый костюм вкладывал характер персонажа. Например, в фильме «Карусель» он придавал большое значение шляпам, которые обычно выдают происхождение хозяев.
«Служанка носит аккуратную, игривую, ветреную «биби», которую вот-вот унесёт ветер. Эмма Брайткопф, замужняя дама из высшего общества, устало изменяет почтенному супругу и носит широкополую шляпу с плюмажем — тяжёлую, утомлённую, печальную, как она сама. Проститутка, веселящая солдат, вовсе без головного убора»
За работу над костюмами в фильме «Мадам де…» Анненков был даже номинирован на «Оскар» за лучший дизайн костюмов. И вот тут он отыгрался как мог.
«Анненков дал волю любви к деталям, ведь фильм — про изящные мелочи и про мелочность высшего общества. Аристократы блистают вышивкой мундиров и моноклями. Горничная графини застёгивает её боты дивным обувным крючком. В сцене охоты месье демонстрирует кожаный стек с чехлом для подзорной трубы, модную вещицу конца XIX века. Сцену бала, важнейшую в этом ильме, открывает деталь — карне де баль, крохотная книжечка для танцев, в которой итальянский дипломат чиркает своё имя. В этот вечер Графиня будет танцевать только с ним»
«Вечер заканчивается, но вальс продолжается. Сцена бесконечного вальса — одна из лучших в картине, это метафора романа итальянца и графини де. С каждым туром они всё ближе, кружатся всё быстрее, в темпе вальса меняются наряды, графиня будто разоблачается: исчезают пышные рукава, лифы платья теснее облегают стан, любовник обнимает всё крепче, расходятся гости, музыканты зачехляют инструменты, слуги недовольно шаркают по паркету, тушат свечи, но любовники продолжают вальсировать, они в зимней верхней одежде, и нужно уходить, но они не в силах расстаться»
К сожалению, «Оскар» Анненков не получил. Слишком сильной была конкуренция — «Оскар» забрала Эдит Хэд за костюмы к фильму «Сабрина» с Одри Хепберн.
Художник по костюмам
Книга Юрия Анненкова «Одевая кинозвёзд»
Монокль Анненкова
Жорж не снимает «стёклышка» ни когда ест, ни когда спит, ни когда тесно общается с дамами
Во-первых, он был близорук. На выставках ему приходилось подходить так близко к картинам, что говорили «Анненков опять облизывает картины». То же самое было и с моделями. Он так близко к ним приближался, модели едва терпели его дыхание и резковатый парфюм.
Во-вторых, монокль — часть имиджа, модный аксессуар в то время. Его носил немецкий актёр Конрад Вейдт, русский писатель Михаил Булгаков, парижский сюрреалист Тристан Тцары, немецко-австрийский режиссёр Фриц Ланг. Это была некая принадлежность к богеме.
В-третьих, Анненков связывал стёклышко с миром плотских наслаждений, от которых никогда не отказывался. Этот аксессуар был тайным знаком, который давали друг другу дамы и господа о своих сексуальных желаниях. Анненков был известным гедонистом, поэтому «стёклышко» в его глазу говорило ещё и о его страстях.
Помимо Анненкова в книге «Мода и гении» ещё 5 интереснейших костюмных биографий:
— Леонардо и мода Ренессанса
— Екатерина II: Минерва в модных доспехах
— Костюмы и мода в жизни Петра Чайковского
— Оскар Уайльд: Драма в модных тонах
— Майя Плисецкая: Прима-ассолюта моды