Костюмы в кино: как создают и кто делает. Часть 1.
Какую роль в вашей жизни играет одежда? Отражает ли характер, настроение, семейное положение? Какие цвета предпочитаете и почему? Я в какой-то момент полюбила серый цвет. В шкафу завелись «50 оттенков серого» в виде сумок, шарфов, кардиганов, платьев — всё серое. Зато забыла о сочетании цветов. Всё идеально подходило друг другу. А главное, соответствовало внутреннему состоянию — быть незаметной, непривлекательной.
В реальной жизни не так важно, какой посыл идёт от одежды. То ли дело костюмы в кино. За счёт выбора цвета, ткани, фасона, образ героя раскрывается, становится более объемным или, наоборот, невидимым. С историческими или фэнтезийными костюмами вопросов не возникает. Художник передаёт дух эпохи, проявляет фантазию. А чтобы одеть героя в современную одежду, и дизайнер-то, кажется, не требуется. Как бы не так! Костюмы в кино должны не только создавать достоверные образы, раскрывая внутренний мир героя, но и отвечать композиционным задачам, т.е. вписываться в стиль картины. И да, актёры не снимаются в повседневной одежде, даже если это так выглядит.
Сэнди Пауэлл, художник по костюмам, за работой
Вещи для фильма либо специально шьют, либо берут напрокат. Когда одежду покупают в магазине, дизайнер старается выбирать неузнаваемые модели и марки. Если только бренд не используется целенаправленно, чтобы подчеркнуть статус героя.
Моя задача — показать зрителям человека, который похож на кого-то из их знакомых. Джули Вайсс, художник по костюмам
Сара Дивер из фильма «Сладкий ноябрь» странноватая, немного богемная. Поэтому её «бохо» стиль выражается в полном отсутствии стиля. Помню, мне нравились шапочки и шарфики Сары. Оказалось, что Шэй Канлифф, художник по костюмам фильма, покупала их в секонд-хендах Сан-Франциско, задаваясь вопросом: «Где бы Сара покупала одежду в реальной жизни?» Вязаные вещи придают дополнительный шарм её образу. Кстати, некоторые из этих вещей связала мама Шарлиз Тэрон.
Сара Дивер из фильма «Сладкий ноябрь» странноватая, немного богемная. Поэтому её «бохо» стиль выражается в полном отсутствии стиля. Помню, мне нравились шапочки и шарфики Сары. Оказалось, что Шэй Канлифф, художник по костюмам фильма, покупала их в секонд-хендах Сан-Франциско, задаваясь вопросом: «Где бы Сара покупала одежду в реальной жизни?» Вязаные вещи придают дополнительный шарм её образу. Кстати, некоторые из этих вещей связала мама Шарлиз Тэрон.
Кадр из фильма «Сладкий ноябрь» ↝
Иногда герой практически весь фильм ходит в одном костюме. Но время идёт, значит и одежда меняется. Для фильма «Унесённые ветром» сшили 27 копий одного из платьев Вивьен Ли, которые отличались степенью износа. Чтобы зритель видел, как на глазах ветшает это платье. А в фильме «Малена» Маурицио Милленотти, художник по костюмам, воссоздаёт послевоенную атмосферу. В начале фильма героиня ни в чем не нуждается, но затем она всё теряет, и эти изменения проявляются и в одежде. Она становится подштопанной, перешитой, вылинявшей, что отражает нищету и безысходность того времени.
Если художнику удаётся заставить зрителей ощутить, что актриса и есть персонаж фильма, значит, его работа по созданию костюмов выполнена хорошо.(Эдит Хэд, художник по костюмам, восьмикратный лауреат премии «Оскар»)
Майкл Каплан, художник по костюмам фильма «Семь», тоже покупал вещи либо секонд-хендах, либо шил и приводил в «негодность»: «Мы состаривали одежду в мастерской: ломали пуговицы, запекали одежду в духовке, красили и стирали её, чтобы она выглядела так, будто её сшили тридцать лет назад, хотя ей всего неделя. Я даже как-то прикрепил ценник степлером, а затем оторвал, чтобы на одежде остался небольшой след».
Майкл также разрабатывал образ Питта для фильма «Бойцовский клуб». Основной костюм сшили в нескольких вариантах. Ведь после драк вещи неминуемо приходили в плачевное состояние. Если присмотритесь, то одежда всегда соответствует ситуации. Не выглядит как новенькая. В палитре Каплана преобладали оттенки красного. Хотя Финчер не любит яркие цвета в одежде героев. Но в этом случае, он согласился. Агрессивные цвета подчёркивали странный образ Тайлера Дердена: вроде бы персонаж вымышленный, однако ведет себя как настоящий.
А Мэтту Деймону для «Ультиматума Борна» требовался такой костюм, чтобы он мог сливаться с толпой, оставаться незаметным, участвуя при этом в огромном количестве драк и погонь. Во что должна превратиться его одежда? В хлам! Конечно же, Шэй Канлифф, художник по костюмам фильма, об этом позаботилась. Только одной куртки было создано 25 экземпляров, причём разной степени изодранности и потёртости.
Обожаю разглядывать костюмы в кино и подмечать, какой сцене соответствует какая одежда. А потом ищу интервью любимых художников, чтобы узнать профессиональные секреты. Я уже писала, как создавали костюмы для Одри Хепберн в статье «Что надеть на завтрак у Тиффани».