
Как устроено кино
В МИФе вышла забавная книга по истории кино — комикс Эдварда Росса «Как устроено кино». Любопытный формат изложения и быстрый способ погрузиться в историю кинематографа. Сделала небольшой обзор.
Не уверена что стоит читать, как первую книгу в этом плане, т.к. автор отсылает к фильмам, которые далеко не каждый мог смотреть, тот же «Метрополис» Фрица Ланга или «Альфавиль» Жана-Люка Годара. Хотя, может, как раз это станет стимулирующим фактором.


В главе «Тело» Росс разбирает, как кинематограф формирует наши вкусы, усиливает или оспаривает стереотипы о физической привлекательности. Еще Маршал Маклюэн говорил, что кино, как горячее средство масс-медиа, способно овладевать зрительским восприятием и заставлять зрителя идентифицироваться с героями фильма, и даже с камерой. Поэтому с зарождения кинематографа роли злодеев играли расово «иные». И хотя сегодня в мировом кинематографе принят «мультикуртурный подход» к кастингу, тем не менее белые герои-мужчины доминируют на экране. А женщин по-прежнему изображают как «объект, зрелище и приз для героя».

В главе «Декорации и архитектура» Росс отмечает, как «форма зданий и природа вокруг влияет на наше восприятие пространства». В одних фильмах действие происходит в маленьких квартирках, а для других выстраивают киногорода. Вместе с автором мы прогуливаемся по декорациям, начиная с «Нетерпимости» Гриффита и заканчивая фантастическими пейзажами фильма «Начало».

В главе «Время» Росс рассказывает, как с помощью монтажа структурируется время. Рассказать историю вселенной за 15 минут, уместив 13 миллиардов лет эволюции, или наоборот синхронизировать развитие сюжета со временем просмотра. И если раньше длина сцены зависела от длины пленки, то сегодня можно снять весь фильм одним кадром. Яркий пример — «Русский ковчег», на протяжении полутора часов камера следует за человеком, идущим по Зимнему дворцу, а в это время появляются и исчезают исторические персонажи. Монтаж позволяет играть со временем, переносить из реальности в сновидения, из настоящего в прошлое или будущее, из воспоминаний в мечты.


В последней главе Росс разбирает зависимость кино от технологий. Начиная с немого кинематографа и до цифрового, режиссеры использовали последние достижения науки и техники, экспериментировали и воплощали самые невообразимые идеи. «Когда человечество вошло в атомную эру, открылась дверь в новый мир, и никто не может предсказать, что мы там найдем». Такие фильмы, как «Годзилла», «Терминатор», «Звонок», «Химера» — «своего рода предупреждение против неконтролируемого научного и технического прогресса и напоминанием о ящике пандоры, который может быть открыт».

Книга читается быстро, на одном дыхании, зато после нее в блокноте куча пометок и фильмов, которые непременно хочется посмотреть или пересмотреть.
Какой классный блог и шикарный пост! Очень интересная книга, спасибо!
Прям интересно стало!
А то, что это коммикс, помогает восприятию информации?
Спасибо большое! Книга-мотиватор :-)
Не могу однозначно ответить. Мне кажется, формат комиксов отлично подходит для визуалов, людям, которые очень хорошо воспринимают зрительные образы. Но есть люди, которым нужен именно текст, им, наверное, будет сложно воспринимать.
Спасибо за статью! Для меня было очень полезно.
Надеюсь, книга окажется тоже полезной :-)
Полностью согласна на счёт фильмов в оригинале, даже ради этого стоит учить иностранные языки. Совершенно по-другому воспринимается фильм и удовольствие от просмотра намного больше.
Это, кстати, очень даже способствует изучению языков. Говорят, в тех странах, где дубляж фильмов запрещен, гораздо лучше с иностранными языками.