Как проходят курс «КиноОдиссея»?
По-разному. Кто-то просто читает письма, кто-то смотрит все-все фильмы. Не только основные, но и дополнительные. А списки бывают из 15-20 фильмов. Кто-то заполняет все рабочие тетради и присылает ответы на все контрольные. Наталья Сухарева не просто проходит курс, но делает по каждому письму миниотзывы-размышления в социальных сетях. Она так увлекательно пишет и подбирает такие классные фотографии, что я решила с вами поделиться. С ее позволения, естественно.
Кинодетство человечества
Что вы чувствуете, когда рассматриваете старые детские фотографии? Трепет? Умиление?
Что-то подобное я пережила от фильмов братьев Люмьер, будто встретилась с кинодетством человечества. Если смотреть эти фильмы-малышки (каждый длится 50 секунд!) глазами людей той эпохи, переживаешь восторг от самого факта движения: люди идут! повозки едут! деревья качаются от ветра! дым валит! не говоря уже о поезде, который, о ужас!!!! едет прямо на тебя! Это ли не игрушки?
Побочный эффект от карантина: взялась за изучение истории кинематографа по программе «КиноОдиссея».
Голливуд сделал свой выбор!
Направо пойдешь — смыслы найдешь;
налево пойдешь — бабло соберешь…
Вот перед таким выбором встал юный Голливуд.
И снова открытие: Дэвид Уорк Гриффит! В 1916 году, в фильме «Нетерпимость» (Intolerance: Love’s Struggle Throughout the Ages) он поставил задачу вселенского масштаба: через всю историю человечества показать людям к чему приводит нетерпимость. Вавилон — падение великой культуры; Иудея — Распятие Христа; Европа — Варфоломеевская ночь; современность…
Все времена связывает пронзительный кадр: мать качает колыбель. Людииии, опомнитесь кричит немое кино! Но…
Голливуд сделал свой выбор!
Великий немой!
Кинематограф заметно вырос! Чарли Чаплин! С его появлением Немой стал Великим. Фильм «Малыш» смотрели вместе с пятилетним внуком, реагировали одинаково: хохотали и переживали до слез!!!??. Все знают Чарли Чаплина, и я, сколько себя помню, столько его знаю, НО! удивительное дело! только сейчас я узнала ЕГО по-настоящему! Его неизменный образ маленького человека с БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ поселился в моем сердце.
Зарождение российского кинематографа
Когда День рождения российского кино? Может быть кто-то знает? А для меня снова открытие!
Оказывается, 15 октября 1908 года! В этот день случилась премьера фильма «Стенька Разин». Это первое значимое событие в российском кино, вот и постановили вести от него отсчет всему отечественному кинематографу.
Фильм длится 12 мин и разыгрывается в нем дорогая нашему сердцу сцена «…и за борт её бросает в набегавшую волну».
Сегодня трудно удержаться от снисходительной улыбки, когда смотришь, как старательно актеры разыгрывают страсти,
но как подумаешь, что фильм снят 112 лет (!) назад, улетучивается спесь и возникает ощущение чуда.
А наш первый мультик!
Во всем мире произвел фурор! Действующие лица — жуки, тараканы и прочие насекомые — живут человеческой жизнью. Фигурки насекомых так правдоподобны, а движения так естественны, что зрители недоумевали: как это сделано!? Всерьез выссказывались предположения, что насекомые дрессированные!
А кто же родитель новорожденного кинематографа? Знакомьтесь, Александр Ханжонков! Случайно зашел в иллюзион, влюбился в кино да и организовал в России кинопроизводство.
Я безумно рада, что познакомилась с такими людьми, как А. Ханжонков, В. Старевич, Е.Бауэр…. с них началось кино в России.
Контрольная на курсе «КиноОдиссея»
Ура!!! Контрольная! (Мечта всех учителей услышать такое) Ура! Ура! В курсе #КиноОдиссея завершился первый блок занятий по теме «Зарождение кинематографа». Я получила массу удовольствия и кучу открытий. Время осмыслить и подвести итоги.
Братья Люмьер — начало начал, «кинодетство» человечества. Сейчас это бесценная хроника, ожившая история!
Жорж Мельес — отец игрового кино. Фокусник, маг, волшебник, создатель радости и производитель счастья.
Дэвид Уорк Гриффит — мыслитель, отец философского кино. Его огромный внутренний мир не смог поместиться на кинопленке.
Чарли Чаплин! Парадокс, этот самый известный человек оказался моим самым великим открытием. Не так уж много я посмотрела тех первых фильмов, но после того, что увидела, у меня выстроилась четкая граница: ДО Чарли Чаплина и ПОСЛЕ. Считаю его непревзойденным гением всех времен и народов, а его фильмы настоящим искусством.
И, наконец, самое дорогое сердцу открытие про наше родное российское кино. Александр Ханжонков! Я знать не знала и слышать не слышала про такого человека, а он наш Люмьер, Мельес и Гриффит в одном лице! С самого своего рождения русское кино заговорило (ой, пока молчало, но громко!) о загадочной русской душе, напомню, что даже в День рождения российского кинематографа несчастная княжна была брошена за борт в набегавшую волну. Очень символично!
Первые шаги кинематографа можно сравнить с наскальными рисунками в истории живописи, но кинематограф оказался гениальным ребенком и очень быстро перешел от фильмов-малышек к большому искусству. НЕ искусство, на мой взгляд, — это пустота и пошлость, таких фильмов и сегодня огромное количество, тем выше ценность того, что сделали ПЕРВЫЕ! А еще, сам процесс обучения очень увлекательный! Каждую среду на почту приходит письмо от некоего персонажа, который путешествует во времени и погружает тебя в мир кино. Лишний раз убедилась, что только системный подход в изучении чего угодно дает результат. С удивлением наблюдаю, как хаотичная информация превращается в знания.
Советский авангард в кино
Как такое может быть!!!??? Черно-белый, немой, снятый почти 100 лет назад фильм, вызывает настоящие глубокие чувства сегодня!? Очень просто! Надо быть гениальным режиссером и снять гениальный фильм. Есть такой режиссер — Сергей Эйзенштейн! Есть такой фильм — «Броненосец Потемкин»! Знаменитый кадр, где толпа людей бежит по лестнице, спасаясь от пуль казаков, и детская коляска с малышом катится вниз по ступенькам — одно из самых сильных впечатлений детства! И вот теперь, страшно сказать через сколько лет, посмотрела фильм целиком — потрясающе! Получила колоссальное количество эмоций, к тому же захотелось углубиться в историю революции 1905 года. (Кстати, лестница в Одессе стала называться Потемкинской благодаря фильму). Оказывается, Эйзенштейн не только гениальный режиссер, а еще и ученый, теоретик кино! Он придумал единицу измерения воздействия в искусстве: АТТРАКЦИОН (не путать с АТРАКЦИОНОМ). Если бы существовал прибор, измеряющий это самое воздействие на зрителей, то количество аттракционов от фильмов Эйзенштейна, точно бы зашкаливало!
Только гений на заре кинематографа мог мыслить так: «Если мы сможем пробуждать у публики чувство, сможем заставить её чувствовать идею, мне кажется, что в будущем мы получим возможность управлять мыслительным процессом зрителя. Это будет одно из великих достижений фильмов будущего». Только подумайте, ведь мы теперь живем в том самом будущем!
Зарождение фильмов-ужасов
Фильмы-УЖАСЫ!!!! Как и где появились?
Германия 20-х годов… Помните картину Э.Мунка «Крик»? Это лучшая иллюстрация состояния немецкой нации в это время и самая характерная картина экспрессионизма, как направления в искусстве. Первая мировая война. Германия не только воюет со всей Европой, а еще и живет за железным занавесом! Там запрещены иностранные фильмы. Немцы смотрят только немецкое кино и видят на экранах то, что переживает вся нация: шок от унизительного итога войны, тревога, страх, безумие, депрессия, разочарование… — самая что ни на есть питательная среда для киноэкспрессионизма. Одни названия чего стоят: «Симфония ужаса», «Усталая смерть», «Призрак», «Последний человек»…
Но как эти фильмы сделаны! Смотрела не отрываясь! Это особая эстетика, начиная с декораций. В фильме «Кабинет доктора Калигари» попадаешь в мир искаженного пространства, настолько же изкажено и сознание обитателей этого мира. Декорации фильма сами по себе уже произведение искусства. В фильме «Метрополис» построены декорации города будущего, которые и сегодня, через 100 лет, поражают воображение. А какие необычные сюжеты в этих декорациях разворачиваются!
МАСТЕР ТЬМЫ — так называют самого известного режиссера-экспрессиониста Фрица Ланга.
Кстати, молодой Хичкок набирался опыта именно там, в Германии, в самый расцвет экспрессионизма.
Я становлюсь фанатом немого кино!
Сюрреализм в кино
Когда реальность, уже ни в какие ворота не лезет, появляется ОН. СЮРРЕАЛИЗМ! Мир изменился, мир потрясен жестокостью и бессмысленностью войны. Во всем виноват рационализм! Да здравствует иррационализм! Прелюдия к фильму «Золотой век»: ядовитые скорпионы и пожирающая их крыса… веселенькое начало для фильма о …. О чем же этот фильм!? Мужчина неистово стремится к женщине, женщина страстно мечтает о мужчине, вечный сюжет, но разворачивается он на фоне абсолютного абсурда! Луис Бунюэль в компании с, кем бы вы думали? Сальвадором Дали(!) в 1928 снимает фильм «Андалузский пес». Длится он всего 16 мин, но кинокритиками всего мира признан культовым сюрреалистическим фильмом. Основа сюжета — сны авторов. Когда смотрела в первый раз, пыталась что-то понять, выстроить логическую цепочку — БЕСПОЛЕЗНО! Получила одно раздражение. А вот когда просто смотрела, ни о чем не думая, вдруг, ощутила кураж и свободу! Ай, да Бунюэль, ай, да молодец!
Продолжаю открывать для себя новые имена. Рене Клер устроил эдакий перфоманс! В 1924 году он снял фильм «Антракт», который показывали во время антракта реального балета. И снова абсурд, кураж! Тут тебе и балерина, снятая снизу на стеклянном столе, и толпа, весело, вприпрыжку бегущая за катафалком… .
Фернан Леже — кубист, его фильм «Механический балет» — это ожившие картины кубистов. Главные действующие лица — движущиеся предметы. Ритм меняется от замедленного до бешеного, в танец механизмов иногда прорываются люди или их части: лица, глаза, губы… Так вот от куда ноги растут у современных клипов! Но современные клипы — это жалкая пародия! У тех первых, особая энергетика!
Зачем все это? Зачем эти шокирующие средства, ирреальные формы? Еще раньше, я нашла для себя ответ: чтобы расширить представление о мире, сойти с колеи привычного понимания мира, копируя реальность, мы не открываем нового! Но происходит это в том случае, когда художник мыслит масштабно, когда за этим стоит глубокая философия и великая цель: изменить мир, ни больше, ни меньше! Вот тогда, БА-БАХ! Переворот в сознании, рушатся стереотипы, появляется свобода. А если мысли мелкие и цели так себе — один только ПУК!
Приход звука в кино
Скальпель! На хирургическом столе ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ! «…мир сейчас говорит! публике нужно свежее мясо, говорящие лица!»*
Звук врывается на экран! Ломает судьбы и карьеры звезд немого кино! Режет по живому!
«Я ненавижу «говорящие» фильмы. Они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира — искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания» — это слова Чарли Чаплина! Он не принимает звуковое кино и продолжает снимать немые фильмы, когда кино уже во всю звучит. 1931г. — «Огни большого города», 1936г. — «Новые времена», 1940г. — «Великий диктатор». Это шедевры и лебединая песня Чарли. Его Бродяга так и не заговорил. И это здорово! Человек с тростью, в котелке и несуразных башмаках сохранил свое неповторимое очарование. Иначе, это был бы совсем другой персонаж. Кстати, Эйзенштейн тоже был противником звука в кино.
Однако, неизбежное свершилось: мир простился с немым кино.
Но!!! В 2011 году на экран вдруг снова врывается немой и получает 5 Оскаров! Фильм «Артист» — умное, стильное, тонкое кино о том самом времени, когда встретились они: НЕМОЙ и ГОВОРЯЩИЙ.
Победил, сами знаете КТО, а мне немножко грустно. А еще радостно! Я сделала для себя потрясающее открытие и стала фанатом немого кино!
*цитата из фильма «Артист»
Зарождение гангстерских фильмов
«Пистолетом можно достичь большего, чем простым добрым словом» (Аль Капоне).
Великая депрессия 30-х. В Американском кино самая популярная тема — преступление. Главные герои — гангстеры. Именно ГЕРОИ! Знаменитые Бонни и Клайд: грабят банки, магазины, лихо уходят от преследования, по пути убивают… но смотришь фильм 1967 года и все симпатии на стороне этой красивой, романтичной пары. Они стали настоящими народными героями: на похороны Бонни пришли более пятидесяти тысяч человек!
Но самый легендарный гангстер, конечно, Аль Капоне. В основе фильма 1932 года «Лицо со шрамом», его биография.
Жестокость, насилие, бесчеловечность…. «ничего личного, только бизнес» — оказывается эта фраза оттуда.
В 1983 вышел ремейк с тем же названием с Аль Пачино (красавчик!). Этот фильм вошел в десятку лучших гангстерских фильмов. Смотрела на одном дыхании, а в голове вопрос: где грань между правдой жизни и героизацией бандитов?
Вспомнился Саша Белый с его бригадой…
И уже совсем в наше время, в 2020-ом, снова «Лицо со шрамом» и снова об Аль Капоне. Но это совсем другой фильм. Похоже, он наконец, похоронил легендарного бандита. На экране деградирующий старик (а всего-то 50!). Угасающее сознание возвращает его в былые времана, но смотреть на это совсем не хочется.
Вот такая не простая тема на этот раз в курсе по истории кино. Противоречивые чувства, невеселые мысли.
Приход цвета в кино
Да будет ЦВЕТ! Ура! Теперь в кино есть и звук и цвет!
Первый цветной мультик — «Цветы и деревья» Уолта Диснея 1932 год. Цвет, музыка, нехитрая история из жизни деревьев и цветов, длится всего 8 мин, а радости на целый день! Внуки в восторге!
Технически цветная сьемка пока очень сложная, доргая и не совершенная. Это заметно, когда смотришь «Волшебник из страны Оз» 1936 года. Книжка-раскраска, почти нет полутонов. Но цвет здесь играет особую роль. Реальность снята черно-белой, а волшебная страна в цвете и это восхитительно!
Первым цветным шедевром стал фильм «Унесенные ветром» (1939 г.)
Сразу после премьры пресса объявила фильм «крупнейшим событием в киномире, фильмом, который навсегда останется в истории Голливуда». Так и есть.
По кассовым сборам «Унесённые ветром» до сих пор никто не превзошёл. Американцы только что пережили великую депрессию, они нуждались в такой Скарлет, способной выстоять в неимоверно сложных обстоятельствах. Скарлет не моя героиня, но «Унесенные ветром» — одно из моих самых ярких киновпечатлений.
Вот такая цветная, радостная тема на этот раз в курсе по истории кино.
Ода Марлен Дитрих
Безупречная красота, от которой веет холод и высокомерие. Так я всегда воспринимала Марлен Дитрих. Правда, при этом, не видела ни одного ее фильма. И вот, прекрасный повод исправить пробел: следующая тема в курсе по истории кино посвящена ей. Мне стало очень интересно понять эту женщину. Почему мир вокруг замирал, когда появлялась ОНА, почему она стала КОРОЛЕВОЙ целой эпохи?
«Голубой ангел», фильм 1930 года, после которого, Марлен Дитрих стала знаменитой. Смотрю…, ничего не отзывается, тот же холод. «Шанхайский экспресс» (1932 г.), интересно… «Белокурая Венера» (1932 г.), не могу оторваться! И, наконец, «Марокко» (1930 г.), есть! Уловила для себя главное, что в корне изменило мое отношение к Марлен Дитрих.
Во всех фильмах разыгрывается любовная история и во всех, героиня Марлен жертвует собой ради любимого, при этом любимый даже не догадывается об этом. НО! Она не жертва! Она полна достоинства. Она всегда оказывается выше эгоизма и недоверия мужчин. Минимум игры, за внешним спокойствием, такая глубина переживаний, до мурашек! Особенно меня тронул финал фильма «Марокко»: героиня расстраивает помолвку с богатым, блестящим мужчиной и, присоединяясь к маркитанткам, уходит в пустыню вслед за любимым, свободная и решительная. Она королева, она хозяйка своей жизни, полная любви и достоинства!
А еще, фильмы с Марлен Дитрих интересно смотреть с точки зрения истории моды. Какие наряды, какие образы! Она олицетворение стиля целой эпохи!
А еще, ее собственная жизнь, гораздо ярче и интересней, чем жизнь ее героинь в кино. Необыкновенная Марлен Дитрих, разрешите выразить Вам свое восхищение и глубокое уважение!
Два Ренуара: отец и сын
Два Ренуара: Огюст и Жан; отец и сын; художник и режиссер. Смотришь фильм «Завтрак на траве» (1959 г.) и не покидает ощущение, что в фильме сына оживают картины отца. В каждом кадре то же ощущение света, дыхание самой жизни.
«Елена и мужчины» (1956 г.) – неправдоподобный сюжет, нелепые ситуации, но такое послевкусие! Легко и весело является истина: «Вся мудрость мира в любви».
Но самые значимые фильмы Ж.Ренуар снял в 30-х, и главный шедевр — «Великая иллюзия» (1937 г.)
С первых кадров этот фильм вызвал у меня недоумение и шок. Ничего себе шедевр! Это фильм о войне??? Да это же фарс, комедия! Первая мировая война. Французские офицеры попали в плен, и как же им хорошо живется в этом, так называемом, немецком плену! Заключённые живут в просторных комнатах, пьют вино, развлекаются… Дом отдыха! Не совсем понятно, зачем из такого плена бежать. Побег, все-таки, удается. Осталось только перейти границу, но сил уже нет, а впереди бескрайний снег и горы. Беглецов спасает одинокая вдова-немка. Она приютила их в своем доме и… меняется настроение… Ренуар, как художник очень деликатно, как будто тончайшим прикосновением кисти вписывает в картину ЛЮБОВЬ.
На самом деле, в фильме множество смыслов, сложно уловить все сразу, еще сложнее сформулировать. Я бы описала свои впечатления так: «Ренуаровская война – это действительно «великая иллюзия». Смотришь фильм и понимаешь: есть мир, есть война, а есть что-то еще, перед лицом которого и мир, и война, и классовые предрассудки, и границы наций становятся мелкими и иллюзорными». Но до меня так уже высказались (снимаю шляпу).
Геббельс объявил этот фильм «киноврагом Германии N1»!
Фильмы Ренуара сняты как импровизация, как будто жизнь течет, а он её просто запечатлевает, как картину пишет. Потрясает удивительное сочетание легкости и глубины.
Огюст Ренуар никогда не использовал черные краски. Жан Ренуар в черную реальность добавлял краски.
Два Ренуара: отец и сын…
Соцреализм
Ох и непростая нынче тема!
Закончились 20-е, а вместе с ними в молодой России скончалась эпоха авангарда. На сцену вышел его величество «соцреализм». Соцреализм я впитала со школы от любимой учительницы по литературе и гордо носила в себе долгие годы. Но как оказалось, это вовсе не реализм. Это МИФ в свете идеалов социализма, мощное средство пропаганды.
В стране жуткие репрессии, голод, а на экранах фантастически счастливая жизнь. Жизнерадостные герои разыгрывают конфликт «хорошего с лучшим».
Молодой Юрий Любимов вспоминает, как на съемках фильма «Кубанские казаки» к нему подошла женщина и спросила: «Скажи-ка, дорогой, из какой же это жизни снимают?»
Но с другой стороны, людям нужна была хоть какая-то отдушина. И вот она! «Веселые ребята» (1934 г). Легкая, задорная комедия полюбилась всем и сразу. А Любовь Орлова (наша Марлен Дитрих) стала всенародной любимицей.
В детстве я очень любила смотреть «старые фильмы». Когда пересматриваю их сейчас, коробят лозунги и плакатная речь,сплошная пропаганда! Но смотрю «Юность Максима» (1935 г), «Чапаев» (1934 г), и снова влюбляюсь в героев. Снова, как в детстве, переживаю за Чапаева, а вдруг доплывет! Попадаю под неотразимое обаяние Максима.
Думала я, что много чего знаю про советское кино. Но нет! Случилось удивительное открытие: режиссёр Борис Барнет и его фильм «Окраина». События фильма происходят в захолустном городке с 1914 по 1917 г. Впрочем, событий особых нет. Но… случается магия! Созерцание унылого быта окраины непостижимым образом наполняется чувствами. Просто, без пафоса плетется рассказ, как в судьбы людей приходит война. И такое сопереживание, такая гамма чувств! Теплота, боль, надежда …! Рука гения, не иначе. Фильм вошел в десятку лучших фильмов всех времен и народов.
Потом у Барнета было много фильмов, но такого больше не было. Гений не вписался в рамки соцреализма и покончил с жизнью. Грустно.
Вот такой отзыв о курсе «КиноОдиссея». Я уже каждую неделю жду, что же придумает Наталья после очередного письма. Такие креативные отзывы мне еще не встречались. А как вам? Захотелось отправиться в путешествие в историю кино вместе с нами?