Фото: Володя Воронин
Оксана Карас: разговор по душам
27 июня в прокат выходит фильм «Выше неба» Оксаны Карас. Мы встретились поговорить о её пути в кинематографе, любимых фильмах и о своём, о женском. Я всё пыталась узнать секрет, как Оксана умудряется каждый год снимать по фильму, быть мамой двух детишек, и при этом всём оставаться невероятно изысканной и красивой.
Фото: Йоко Смирнова
Оксана, привет! Рада тебя видеть, ты ждёшь третьего ребёнка, задам банальный вопрос, но я, правда, не понимаю, как ты всё успеваешь?
Марит, я ничего не успеваю. Но у меня есть оправдание — я не одна такая, у многих же дети. Куда деваться?
Согласна, но тем не менее. Вот у меня двое детей, и я либо провожу выходной с детьми, либо занимаюсь творчеством. У меня нет других вариантов. Получается, если занимаюсь творчеством, то в ущерб детям.
В моём случае, дети страдают чуть больше. Хотя я пытаюсь встраивать кино в обычную жизнь, а детей — в съёмочный процесс. Когда у меня родился Саша (второй ребёнок), я уже на третий день сидела в монтажной, а через два месяца мы поехали зимой выбирать натуру для полного метра под Питером. Саша, конечно, был со мной. Он у меня был на грудном вскармливании, поэтому до десяти месяцев я его брала везде. Хорошо, что отношение в киноиндустрии в целом меняется. Сейчас совершенно нормально появиться на площадке с грудным ребёнком, это никого не напрягает. Ну, либо все научились делать приятное выражение лица (смеётся).
Ты всегда сама справлялась с детьми? Без бабушек, нянь?
Впервые я взяла няню, когда мне нужно было выходить на съёмки. Саше как раз исполнилось десять месяцев. До этого я справлялась сама. Это был довольно большой психологический барьер, который мне нужно было перешагнуть. Я нашла няню, и с тех пор чувствую, какая это сильная поддержка. Хотя на съёмках «Выше неба» в прошлом августе он всё равно был со мной на площадке, но приглядывала за ним няня.
Видео со съёмок фильма «Выше неба»
Фильм скоро выходит в прокат?
Да, 27 июня. Я смотрю сейчас фотографии в телефоне прошлого года. Июнь, июль — везде в машине 2 детских кресла, в которых Сеня (старшая дочка, 8 лет) и Саша пристёгнуты и готовы к приключениям. Они были со мной везде: на выборе натуры, во время подготовки, на съёмках. Саша везде ползал, все трогал, рельсы для долли укладывал. Там такие бруски деревянные надо подкладывать под «железную дорогу», чтоб тележку с кинокамерой не трясло, когда катится. Очень ему нравилось. Вся группа смеялась, что он вырастет и станет дольщиком (дольщик — оператор тележки, по-английски называется dolly). На этих съемках он, кстати, и ходить научился.
Няня — это прекрасно, но у меня дети до двух лет очень плохо спали. И вот после такой бессонной ночи, надо же всё равно выходить на съёмки.
О, да! Я помню эти пробуждения ночью по три-четыре раза, ночные кормления, а в шесть утра — «Доброе утро, мамочка! Я проснулся, любите меня!» А в семь — уже надо выехать на площадку. Собираешься как зомби, пьёшь кофе, как-то просыпаешься. Мне кажется, я за это время очень сильно сама к себе залезла в долг, в том, что касается здоровья и в принципе физического ресурса — лет на пять вперёд, если не больше. Чувствую себя ужасно истощённой. Но с другой стороны, а как иначе? Ты же не можешь приехать на съёмки сказать: «Ой, знаете, я тут всю ночь кормила, давайте начнём смену на час позже». Это вообще никому не интересно. Либо снимаешь, либо — нет.
«Доброе утро, мамочка! Я проснулся, любите меня!»
Понимаю. Если уже начал, то встаёшь на эти рельсы. Вопрос, которых волнует многих, как начать? Вот я, например, пока так и не смогла снять свой полнометражный фильм, хотя вроде и пыталась выходить на продюсеров, отправлять сценарии. В то время, когда я закончила ВГИК, как-то было совсем сложно, новых имён практически не было. Это сейчас каждый год появляются новые режиссёры.
Да, я чувствовала то же самое. Были боги, и были беспомощные мы. Согласна, первую дебютную картину снять сложнее всего. Мне очень помог Валерий Яковлевич Лонской, мой мастер, у которого я училась во ВГИКе. Я тогда вела передачу «Худсовет» на телеканале Культура, все было прекрасно, я освещала новые фильмы, ездила на зарубежные кинофестивали. Но в какой-то момент вдруг абсолютно чётко осознала, что надо уходить, что-то менять — взяла и уволилась. Звоню Валерию Яковлевичу, рассказываю, что уволилась. Он меня сильно отругал, а потом говорит: «Собирай всё, что у тебя есть, все свои работы, и вези моему приятелю Андрею Малюкову. Он как раз ищет режиссёра на новый сериал «Братья детективы». Там хорошие актёры, Дарья Мороз, Анатолий Равикович.. Прекрасная возможность поработать с артистами на площадке». Я сгребла все свои работы в кучу и привезла. Ещё даже диплом вгиковский не получила, но меня взяли. Это был колоссальный и очень своевременный производственный опыт.
Представляю. Важно ещё ведь то, что это не наши студенческие короткометражки, которые видят только во ВГИКе, но что твою работу точно увидит зритель. Для тебя это важно?
Конечно, важно. У нас уже был гарантированный эфир в прайм-тайм на канале Россия, я точно знала, что всё это увидит зритель. Это была проверка, смогу ли я — работа в жёстком графике, все эти КПП, выработки по 7 минут в день, съемки сложно-постановочных сцен, погонь и т.д. Я сняла четыре серии этого сериала летом 2008 года, а в 2009 году грянул кризис. И вот тут началась мощная проверка на фанатизм и верность профессии.
Это точно. Я как раз в это время и сдалась, пошла работать на телевидение.
Ох, сколько раз я думала, что тоже вернусь на телек. Но нет, я отработала 10 лет ведущей, спортивным комментатором, кино обозревателем, сценаристом — кем я только не была. Сказала себе, что раз ушла, раз хочу в кино, то надо искать свой путь только в кино. 2009 год был переломным. У меня впервые со школы не было работы. Чтобы как-то выживать, я делала какие-то отдельные проекты для телевидения, писала сценарии телевизионных программ о привидениях (смеётся). Но мой мозг уже был заточен только на кино. Я засела за сценарий полнометражного фильма. На руках была недавно родившаяся дочка, я её кормила и писала.
Оксана Карас на съёмках во ВГИКе. Фото: Володя Воронин
Это как раз был сценарий твоего дебютного фильма «Репетиции»? Я помню, что тебе помог с этим фильмом Василий Соловьёв, кажется? Вы ведь с ним вместе работали на НТВ?
Да. Так совпало, что я как раз закончила режиссёрскую мастерскую ВГИКа, а он решил стать продюсером. И он со своим партнёром Юрием Храповым как раз искали сценарий, который бы мог их вдохновить. И, конечно, мало было того, чтобы понравился сценарий. Он меня уже давно знал, и это тоже было важно — работать с человеком, которого знаешь.
Можно сказать, удача улыбнулась.
Если бы не моё упорство, не знаю, чем бы закончилась вся эта история. Сценарий вроде бы понравился, даже наметили даты съёмок. Но буквально за две недели до мотора, продюсеры сказали, что «не верят в проект» и отказались сотрудничать. Тогда я решила, что буду делать все сама, заложила все свои драгоценности в ломбард, которые там так и остались, на эти деньги построила в своей квартире с художником-постановщиком Аней Федоровой декорации, и с оператором Артёмом Черновым мы отсняли 4 смены фильма. Я смонтировала эти интерьерные сцены, сделала тизер, и уже в таком виде показала Василию Соловьеву, а он, в свою очередь, Николаю Чилингарову, сыну известного путешественника Артура Чилингарова. Коля тогда работал в банке, но здорово разбирался в искусстве, очень любил кино. Ему понравилась история, понравились актеры, Никита Ефремов и Саша Виноградова, понравилась идея, что мы репетируем в жизни, а не живём здесь и сейчас, и он сказал — «да, я дам 100 тысяч, профинансирую твой проект».
Оксана Карас на съёмках фильма «Репетиции». Фото: Михаил Богачев
Это очень круто, что на твоём пути встречаются такие люди. Всё-таки в этом большой фактор везения.
Могли встретиться, могли не встретиться. Мои работы могли понравиться, могли не понравиться. Мне кажется, очень важно не сдаваться, идти вперед, даже когда в тебя не верит никто.
Да, конечно. Но изначально случились контакты, которые прислала Вселенная. Далеко ведь не у каждого это случается. Может, я не права, но мне кажется, что на этом пути удача решают очень многое. При этом нет каких-то проверенных схем. Делай так и получится так.
Конечно, нет. Никто тебе ничего не гарантирует. И далеко не всё так гладко, как кажется со стороны.
Ты про Василия Соловьёва? У вас же случился разлад после «Хорошего мальчика»?
Увы. У нас сначала был очень крутой творческий тандем. Мы написали сценарий к фильму «Ледокол», хоть и снимали не мы. Сделали несколько успешных документальных проектов. А потом случился «Хороший мальчик». Путь длиною в пять лет, который мы прошли вместе, закончился победой на Кинотавре — «Гран-При». Но только вот после этого мы не общаемся.
Я помню, что он изменил фильм, не согласовав с тобой. Что-то с музыкой у вас было тоже.
Он поменял композиторов, но в итоге Артём Федотов и Михаил Морсков написали то, что я хотела. Самое ужасное для картины было то, что продюсерской волей он оставил свою версию монтажа. Вырезал сны главного героя и изменил финал. От этого менялся смысл фильма и финальная интонация.
Т.е. не должно было быть болливудского финала?
Эта сцена с танцами должна была быть. Но помимо этого, было послесловие, когда герои немного подросли — ещё одна зимняя сцена, которая делала финал более драматичным и открытым. Продюсеры захотели избавиться от этих «отсылок к авторскости», чтобы не потерять прокатный потенциал картины — такая у них была официальная мотивация.
Странно. Сны бывают же не только в авторском кинематографе.
В том-то и дело. В той же «Бриллиантовой руки» у Семён Семёныча были смешные сны. Даже эксцентричная комедия допускает наличие снов. Это была обычная продюсерская цензура. Хотя это увеличило бы хронометраж всего на 2 минуты. Но фильм уже живет своей жизнью, что теперь об этом говорить.
Фото со съёмок фильма «Хороший мальчик». Фото: Татьяна Магай
Скажи, а как вообще работается с продюсерами? Ты сейчас с самыми топовыми продюсерами работаешь с Рубеном Дишдишяном, Джаником Файзиевым. Есть какой-то продюсерский диктат?
Нет, никакого диктата. У меня со всеми после съёмок остались прекрасные отношения. И я поняла, чем масштабнее личность продюсера, чем больше фильмография, тем нежнее, что ли, он относится к авторам, внимательнее, чутче, уважительнее.
Здорово. А как у тебя складывается со сценариями? Тебе больше нравятся экранизации или снимать фильмы по своей идее, писать свой сценарий?
Оксана Карас в Венеции ↝
Есть какая-то книга, которую бы ты очень хотела экранизировать?
Хороший вопрос… Ты меня врасплох застала. Про книгу не скажу. Но. Я люблю Бродского. О каком-то периоде его жизни было бы интересно рассказать. Совсем маленький, небольшой кусок жизни выхватить и рассказать историю. Или о Пастернаке, или Блоке…
Как ты сейчас делала про «Доктора Лизу», да?
Да, но там-то совсем один день из жизни Елизаветы Глинки. Это безумно интересно взяться за какого-то персонажа, которого любишь, который тебе дорог, почему-то для тебя важен, чтобы он находился на каком-то историческом распутье и был бы вписан в контекст жизни целого народа, чтобы было понятно, что то, что происходило с твоим героем на самом деле происходило не только с ним, а со всей страной. И при этом надо соблюдать принципы достоверности, своевременности, уважения к памяти, консультации с близкими — очень много факторов учитывать…
С «Доктором Лизой» в этом плане было, наверное, очень тяжело? Т.к. времени ещё совсем мало прошло, столько людей вокруг, которые её помнят.
Да, дистанции нет. Все живы, мы со всеми общаемся, со всеми разговариваем, у всех Доктор Лиза своя. Но опять же — у меня тоже она своя.
У тебя потрясающий актёрский кастинг. Я посмотрела состав, кажется, там собрался весь цвет.
Изначально, конечно, не было такой задачи, но так получилось. Я очень рада, что артисты соглашались даже на какие-то микроэпизоды. У нас так построен сценарий, что есть роль Елизаветы Глинки, которую играет Чулпан Хаматова и есть три главные мужские роли, которые исполняют Константин Хабенский, Анджей Хыра и Андрей Бурковский. А дальше весь фильм распадается на микроэпизоды. Там появляется Татьяна Догилева, Елена Коренева, Юлия Ауг — никто из них не отказался, не сказал: «Ой, какая маленькая роль».
Некоторые эпизоды и роли были написаны под конкретных артистов. Например, под Татьяну Догилеву или Елену Кореневу. Я позвонила Татьяне Анатольевне и спросила у нее напрямую: «Татьяна Анатольевна, если Вы согласитесь, то под Вас напишем вот такую героиню. Была такая реальная барышня, бомжиха на вокзале, Танюха её звали, вот Доктор Лиза с ней дружила. Но если Вы не согласитесь, то не будет такого человека в этом фильме». И они не отказывались, наоборот, предлагали свои идеи. Кастинг большой, но объясняется это очень просто. Такой была жизнь Лизы — она соприкасалась с огромным количеством людей в течение дня. И, конечно же, это находит отражение в фильме.
Фото со съемок фильма «Доктор Лиза»
© Киностудия КИТ/ТАСС ↝
© Киностудия КИТ/ТАСС ↝
А для тебя самой, кино — это что? Не как для профессионала, режиссёра, а для зрителя?
Это большое удовольствие, праздник. Я очень вдохновляюсь хорошими фильмами, в таком счастье пребываю — могу месяцами ходить, вспоминать что-то и улыбаться сама себе. Это счастье, когда видишь, что-то талантливое, и это в тебе остаётся. Будто это в тебе было, а потом вдруг раз — и проявили. И ты от этого сам становишься богаче, интереснее и лучше.
Задам вопрос, который мне тоже всё время задают. Я знаю, на него сложно ответить. Но всё же. У тебя есть любимые режиссёры?
Скажем так, есть с десяток режиссёров, фильмы которых я не пропускаю, пойду смотреть, даже не читая аннотацию. На братьев Коэн, на Альмодовара, на Финчера, Соррентино, Ким Ки Дука, того же Звягинцева, Сокурова, Ларса фон Триера, Дарденнов, хотя не люблю их, но понимаю, что надо смотреть. Но в целом я люблю актёрское кино. Мне даже не столь важна история, она может быть довольно банальной, но если здорово сыграно, я получаю колоссальное удовольствие.
Для меня, наверное, Бергман самый такой актёрский режиссёр. А у тебя?
Трюффо, Бертолуччи.
Оксана Карас. Фото из личного архива.
Ох, Бертолуччи такая потеря. Очень его люблю. В прошлом году несколько дней приходила в себя после его смерти. Когда такие люди уходят, хочется непременно, чтобы их творчество жило дальше. Ты, наверное, знаешь, что я затеяла свой просветительский проект, курс по истории кино «КиноОдиссея», своего рода киноликбез. Как тебе кажется, это вообще нужно?
Да, знаю! Конечно, нужно. Очень хорошая идея встроить кино в современное образование, потому что только слепой не заметил, что дети стали меньше читать и больше смотреть. Они — поколение аудивизуальной культуры, они зрители с самых маленьких лет. Такого не было в нашем детстве. Мы больше читали, а не смотрели. Поэтому кино — важнейшее из искусств. Было бы здорово, если бы в школах преподавали историю кино. Или хотя бы показывали самые известные экранизации на уроках литературы. Почитали «Войну и мир» или «Доктора Живаго» — посмотрели фильмы. И так бы зритель воспитывался с детства.
Тебе кажется, взрослых уже бесполезно «воспитывать»?
Ты же понимаешь, что в большинстве своём люди предпочтут посмотреть вечером телевизор, программу Андрея Малахова. А твой курс — это такой эстетский запрос, элитарный.
Элитарный? Я-то как раз хотела это популяризировать.
Пока это актуально, наверное, только для жителей больших городов. Но ты всё делаешь правильно. Каждый на своём месте занимается возделыванием своей грядки, своего огорода, тем, что лучше всего получается. Понятно, что все едят картофель, но если у тебя лучше всего получается в маленькой клумбочке выращивать какой-то очень редкий японский цветок — значит, занимайся этим, хотя 142 миллиона россиян будут выращивать картошку. Но кому-то обязательно однажды понадобится этот маленький цветок, кто-то вдруг захочет его увидеть — а он есть, Марита его выращивает — вот, смотрите, какой он красивый на окне стоит.
Супер! Какая красивая метафора. Теперь всегда буду думать, что я выращиваю красивый японский цветок!
Слушай, кукурузу и помидоры тоже когда-то из Америки привезли, диковинкой были, а теперь в каждом доме есть. Так что возвращаясь в начало нашего разговора, без вот этого фанатизма и веры в то, что за свою идею пойдёшь на костёр, ничего не произойдёт. Вселенная обязательно должна видеть твоё внутреннее горение, твою преданность тому, что ты делаешь. И неминуемо твоё призвание станет твоей миссией. Но это, безусловно, очень непростой путь. Так что желаю тебе не останавливаться и верить в себя.