Название статьи

Фильм «Дом из песка и тумана». Психоаналитический разбор

Мне давно хотелось понять внутреннюю кухню психолога, но на себе же не проверишь. А вот посмотреть, как психолог работает с киногероем — вполне реально. Я попросила Светлану Джексон, интерперсонального психоаналитика и автора блога «Психологическое оригами», посмотреть фильм «Дом из песка и тумана», чтобы понять, как можно было бы помочь главной героине фильма Кэти Николо, которую играет Джениффер Коннели.
Кэ
Кэти Николо, главная героиня фильма «Дом из песка и тумана»
Психоанализ фильма «Дом из песка и тумана»
Светлана Джексон, психоаналитик
Света, на твой взгляд, в чем главная проблема Кэти Николо?

После того, как ушел муж, Кэти будто решила, что провалила экзамен на взрослую жизнь. И вместо того, чтобы честно признаться в своих трудностях себе и близким, она решила этот факт скрыть, а за ним и ещё несколько. И чем больше она скрывала, тем больше она погружалась в ту девочку Кэти, которой хотелось, чтобы ситуация разрешилась, может быть даже сама собой, хотелось дома, хотелось любви, хотелось понимания и поддержки. То, что нужно каждому из нас. Но путь, который она выбрала для получения этого, или точнее то, как Кэти сделала вид, что она ничего не решает, было на самом деле про решение ничего не решать.

Так даже Лестер — помощник шерифа — с течением фильма превратился для меня в мальчишку. Меня удивило его нежелание объяснять детям, что он уходит из семьи, фраза жене «сама им все объясни», запугивание генерала. Всё это напоминало взрослых, которые заигрались в детей.

Как думаешь, что стоит за отношением Кэти к дому?

С одной стороны, дом для нее полон детских воспоминаний, с другой, она — уже взрослая Кэти — оказывается в ситуации, когда округ отнимает её дом за неуплату налога, который она и не должна была платить. И тут у меня возникает вопрос: а не произошло ли это по более глубоким причинам, а именно ее отношений с отцом? Кэти будто до сих пор та девочка, возможно обиженная девочка, решила избавиться таким образом от дома, за который отец платил 30 лет. Могло ли это быть её путем выразить свою обиду, негодование и даже гнев? По событиям выходит, что округ просто отобрал дом, а если пойти глубже, то это могло быть ее способом наказать отца. В этом случае, когда мы действуем под влиянием обиды или своего гнева, мы думаем, что наказываем другого, а на самом деле сами оказываемся в ловушке. Возможно, это и произошло с Кэти.

В фильме ничего не сказано об отношениях Кэти с отцом, поэтому у меня нет достаточно информации, чтобы делать какие-то выводы. Но, работая с ней, я бы определенно исследовала тему отношений с домом, с отцом, и наличия каких-либо скрытых переживаний.

Представьте, что для вас означает дом?

Скорее всего дом будет олицетворять для вас безопасность. Дом — это место, где мы отдыхаем, пережидаем трудности или восстанавливаемся, чтобы идти их решать. И самое страшное, когда мы теряем дом, ведь вместе с его потерей, мы лишаемся чувства безопасности. А она, если обратиться к пирамиде потребностей Маслоу — наша базовая потребность. Нам она необходима, чтобы мы могли двигаться к потребностям, которые идут выше уровнем. А когда мы теряем это чувство, нами овладевает паника, мы не можем действовать рационально. И я думаю, как раз это и произошло с Кэти. Выселение, ночевки в машине, затягивающиеся разборки с округом, от этого невыносимо страшно.

В целом, на фильм очень интересно смотреть со стороны психоанализа. Тут и отношения с домом=отцом, тут и генерал, который почти что отнимает дом и не желает его возвращать, и тут можно пойти в отношения с генералом=отцом, здесь и то, что генерал — беженец из своей страны — сам делает Кэти беженкой. Так много интересных для анализа сюжетных линий.

Кадр из фильма «Дом из песка и тумана» ↝
Кадр из фильма «Дом из песка и тумана»
Могли бы Кэти помочь родные?

Когда я смотрела фильм «Дом из песка и тумана», у меня создавалось ощущение, что все герои говорят о чем-то своём и мало взаимодействуют друг с другом. Каждый решает свои трудности, поэтому не может найти в себе силы откликнуться на зов другого и действительно побыть друг с другом.

Кэти с самого начала фильма не могла честно поговорить со своей мамой, и рассказать ей, что происходит. Другой эпизод, когда Кэти звонит брату, а он слишком занят, чтобы с ней разговаривать. Поэтому отношения Кэти с семьей вызывают у меня вопросы. Возможно, родные могли бы помочь, если бы знали о ситуации. Возможно, они не смогли бы ей помочь, и все бы это перешло в осуждение и негодование о том, как она умудрилась потерять дом. Возможно, связь Кэти с ее семьей нарушена от того, что ей всю жизнь приходилось демонстрировать успешный успех, где нет места неудачам и разочарованиям. Мы этого не знаем. Но Кэти по каким-то причинам не смогла даже обозначить тему своих трудностей.

Кадры из фильма «Дом из песка и тумана»

Если бы Кэти поговорила с психологом в начале фильма, могла бы история сложится по-другому?

Если бы мы могли поговорить с Кэти в самом начале этой истории, то мы бы вышли к теме потери дома и вместе с этим чувства безопасности; тому, какой страх ей сейчас овладевает и тому, куда это может её завести. Мы бы говорили о том, что ей сейчас жизненно необходимо отследить это переживание небезопасности и найти опору. Я думаю, что этой опорой было бы обратиться к родным. Возможно, это помогло бы ей на время успокоить свою тревогу и дождаться того, пока округ сам разберется с генералом. Возможно, родные бы еще больше ее завели. Но в любом случае уже было бы от чего отталкиваться. Эта честность с собой и с близкими вещь непростая, но это помогло бы Кэти быть в ситуации большей ответственности.

Если бы Кэти обращалась к психологу до того, как совершить что-то, как бы мог помочь психолог?

Психолог не дает советов, но помогает расчистить пространство от путающихся мыслей и смешанных эмоций, чтобы понять, чего на самом деле человек хочет в этой ситуации.

Если бы мы говорили с Кэти, мы бы обсудили, как она может удовлетворить свою потребность в безопасности. Мы бы обсудили ее отношения с Лестером, и ее ожидание, что именно он закроет для нее эту дыру. Но, по-моему, Лестер расоковырял ее еще больше.

Если бы во время работы с Кэти, я бы узнала о ее попытках самоубийстова, мне бы пришлось исследовать эту тему очень глубоко, чтобы убедиться в том, что она сейчас находится в безопасности по отношению к самой себе. Если бы я услышала, что такой план у нее всё еще есть, тогда Кэти была бы госпитализирована. Если же нет, то наша беседа закончилась бы на том, что мы бы оценили к кому Кэти могла бы обратиться за помощью. И обращение за помощью — ключевой навык, над которым мы бы работали с Кэти.

А все потому, что Кэти напоминает мне подростка. Как раз для подростков характерно играть такую роль, что им никто не нужен, что они справляются со всем сами, и помощь им ни в чем не нужна. Но это не так. Помощь им нужна невыносимо, как это было с самой Кэти. Взрослая позиция как раз в том, чтобы научиться это проговаривать. Притворяться, что тебе не нужна помощь, это не про взрослость. Взрослость — честно признаться себе и другим, что не справляешься.

Взрослость — честно признаться себе и другим, что не справляешься.
Кадр из фильма «Дом из песка и тумана» ↝
Можно ли было предотвратить попытку самоубийства Кэти?

Думаю, если бы Кэти смогла почувствовать себя на время в безопасности, к ней не пришла бы такая мысль. Но для этого, как мы говорили выше, ей нужно было честно признаться себе и близким в том, что происходит.

Если же мы вернемся к той гипотезе, которая у меня появилась по поводу отношений Кэти с отцом, и попытке отомстить за свои детские обиды через потерю дома, то можно посмотреть на самоубийство, как на попытку наказать себя. Если эта гипотеза верна, то Кэти оказалась в очень непростой ситуации: она испытывает негативные чувства по отношению к отцу, а как можно ненавидеть того, кого ты должен любить, он же твой родитель? Поэтому она бессознательно наказывает отца, теряя этот дом, в который он вкладывался 30 лет, и сама же наказывает себя попытками самоубийства за то, что испытывает негативные чувства по отношению к нему.

Кадр из фильма «Дом из песка и тумана»

Иногда мы видим, как кто-то устремляется на дно. По каким симптомам и поведенческим моделям это видно. Как можно помочь? Какая лучшая помощь может быть?

Просто поговорить такая простая вещь, но в то же время это так сложно. Я думаю, если бы Кэти смогла найти опору в отношениях с мамой ли, или братом, или Лестером, это уже бы ей помогло. Но рядом никого не было, даже Лестер в итоге убежал сначала разбираться с женой, а потом с генералом. Как будто и он, несмотря на их влюбленность, не занимался их вспыхнувшими отношениями, а решал свои вопросы.

Я думаю, что Кэти бы помогло чувство, что ее слышат, что ее принимают со всеми этими передрягами, что кто-то есть рядом. Символична та сцена, где Кэти разговаривает с женой генерала, и это пожалуй самая доверительная беседа, из тех, что мы наблюдаем в фильме. Но и в этом случае, ее собеседница не способна ее понять из-за незнания языка. Здесь их диалог не складывается от того, что они говорят на разных языках, а с другими людьми язык один, но снова разговоры совсем о разном.

А ЕСЛИ ХОТИТЕ ПОСМОТРЕТЬ НА ФИЛЬМ «ДОМ ИЗ ПЕСКА И ТУМАНА» ГЛАЗАМИ РЕЖИССЕРА, ЧИТАЙТЕ МОЙ АВТОРСКИЙ РАЗБОР.