Название статьи

Фильм «Апокалипсис сегодня». Семь кругов ада

«Апокалипсис сегодня» 1979 г.
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В главных ролях:  Марлон Брандо, Роберт Дюваль, Мартин Шин, Лоуренс Фишбёрн, Харрисон Форд, Деннис Хоппер

Переступив границу зрелых лет,
Я в темный лес забрел и заблудился.
И понял, что назад дороги нет…
Данте Алигьери 
«Божественная комедия»

Апокалипсис, связанный со съёмками картины, начал своё развитие практически на стадии подготовки фильма к запуску. Коппола принял решение самостоятельно финансировать ленту, для чего заложил свой дом, стоимостью несколько миллионов долларов. Планировались 16 недель съёмок в Филлипинах, участие большого количества массовки и невиданные в те времена боевые сцены. Съёмки фильма стартовали в марте 1976 года.

Первый «звоночек» прозвенел, когда режиссёр отсмотрел несколько отснятых начальных сцен и пришёл к выводу, что его категорически не устраивает игра Харви Кейтеля, которого он изначально утвердил на роль капитана Уилларда. Съёмки пришлось прервать.

Далее в съёмочный процесс вмешалась природа — в Филлипинах начался преждевременный сезон дождей. Ураган снёс дорогостоящие декорации, из-за чего производство фильма было приостановлено. Задержка составила около двух месяцев.

Злой демон как будто незримо присутствовал на съёмочной площадке и творил свои тёмные дела: инфаркт, случившийся у Мартина Шина, вследствие злоупотребления алкоголем; Марлон Брандо, сильно располневший (по сценарию полковник Курц был спортивного телосложения) и не пожелавший даже прочесть сценарий; несколько серьёзных нервных срывов у самого Копполы.

Коппола о съёмках: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума».

Всё это лишь внешние факторы, случившиеся и уже завершённые во времени. Куда более интересно внутреннее полотно картины, которое продолжает жить своей сюрреалистичной, гипнотизирующей жизнью. Первая ассоциация, возникающая при погружении в атмосферу «Апокалипсиса» — это созвучие с «Божественной комедией» Данте Алигьери, а, точнее, с первой её частью — «Ад». Вряд ли Коппола, создавая свой шедевр, стремился следовать замыслу «Божественной комедии», но само построение и концепция фильма несомненно имеют тонкую ассоциативную связь с поэмой Данте.

Исследуя материал на заданную тему, обнаружила, что подобное сравнение уже возникало у ценителей картины «Апокалипсис сегодня». Авторы, к сожалению, не называют себя, поэтому я решила выстроить свою версию «путешествия в преисподнюю» на основании собранных материалов.

Ад в понимании Данте имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Шаг за шагом, круг за кругом, капитан Уиллард погружается не только в ад окружающей его обстановки войны, но и в ад подсознательных глубин своей души. Река, по которой сплавляется главный герой со своей командой, невольно ассоциируется с мифической, окутанной туманами Стикс, ведущей в царство мёртвых. Да и сам город мёртвых, с отрубленными, торчащими на столбах головами, тоже не замедлит появиться.

«Апокалипсис сегодня». Первый круг ада. 

Схождение в ад у Копполы начинается в душном, прокуренном номере гостиницы города Сайгон, в котором капитан Уиллард медленно сходит с ума и испытывает настоящую «ломку» от нехватки адреналина с привкусом войны.

Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня». Второй круг ада. 

Следующий «круг» — это штаб разведки, в котором внешне благопристойные люди, сидя за изящно сервированным столом, тихим голосом отдают капитану приказ об убийстве полковника Курца.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня». Третий круг ада. 

В «круге третьем» Уилларду предстоит встреча с полковником Кирголом, для покалеченного войной сознания которого вполне естественно, под завораживающий «Полет валькирий», разгромить мирную деревню, чтобы покататься на доске для сёрфинга; расстрелять террористку-смертницу и тут же дать выпить из своей фляги умирающему вьетконговцу. Запах напалма и собственная доска для серфа для него дороже любой человеческой жизни, в том числе и своей собственной. Он единственный кто чувствует себя на войне как дома, но в глубине души даже этого отчаянного вояки занозой сидит мысль, рефреном звучащая в течение всего фильма: «когда-нибудь эта война закончится»…

Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня». Четвертый круг ада. 

Чем дальше продвигается Уиллард к глубинам тьмы, тем ярче, страшнее и пугающе-сексуальней становится атмосфера. Концерт звёзд «Плейбоя» — наглядная демонстрация факта, описанного ещё Фрейдом. Война очень сильно затрагивает и невероятно легко высвобождает на волю бессознательные базисные инстинкты человека: инстинктивную энергию, поддерживающую жизнь, и силу, зовущую человека к смерти, деструкции, саморазрушению.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня». Пятый круг ада. 

В следующем «круге» капитан становится созерцателем бессмысленного убийства мирных местных жителей, прятавших в лодке… маленького щенка. Режиссёр усиливает абсурдность ситуации, вводя сцену, в которой один из солдат предлагает, согласно инструкции штаба, отвезти истекающую кровью женщину в госпиталь.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня». Шестой круг ада. 

«Круг шестой»: последний рубеж американской армии у моста на реке. Обезумевшие солдаты, ненужные никому из штабной верхушки, потерявшие своих командиров, бессмысленно и механически делают свою кровавую работу. Они практически не спят, и в них уже не осталось почти ничего разумного и человеческого. Это — «потерянные солдаты», ходячие мертвецы, живые призраки этой страшной войны.

Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

Во французской каучуковой колонии капитана Уилларда ждёт тёплый приём в семейном кругу и прекрасная женщина, окутавшая его парами опиума и любви. Это своего рода прощание с самым прекрасным чувством на земле: Уиллард потихоньку утрачивает способность любить. Режиссёр подчёркивает это, намеренно посадив своего героя под обжигающе-кровавые лучи солнца во время семейной трапезы.

Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

«Апокалипсис сегодня». Седьмой круг ада. 

Воронка сужается, и на самом дне этого ада Уиллард встречает полковника Курца, ангела зла, боли и духовного опустошения. Гений военной стратегии и тактики, великолепный знаток человеческой души, ярый сторонник организованной профессиональной армии, чьи таланты и способности оказались не востребованы и признаны вредными. Пережив сильнейший психологический шок, его сознание бесповоротно переродилось в нечто совершенно новое, выходящее за рамки ординарного человеческого начала, по-своему совершенное, хотя и дьявольски жестокое.

Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»

Жена Копполы Элинор говорила про фильм: «В этом фильме сам Фрэнсис метафорически путешествует вглубь себя, чтобы встретиться со своими фобиями: страхом провала, страхом смерти и страхом сойти с ума»

Всё, чего хотел Коппола на протяжении своей карьеры, — это полная творческая свобода. Но на съёмках «Апокалипсиса» он, подобно своему герою полковнику Курцу, испытал на себе её оборотную сторону: не что иное, как абсолютная свобода, и приводит человека в самое сердце тьмы.

Интересные факты:

  • В 2000 году вышла режиссёрская версия фильма Апокалипсис сегодня возвращается» (Apocalypse Now Redux). Фильм идет 202 минуты (предыдущая версия идет 179 минут.

  • По законам Филиппин, после завершения съёмок фильма все декорации должны были быть уничтожены. Тогда Коппола решил разрушить декорации при помощи взрывов, которые снял на плёнку. Именно на фоне этих кадров в оригинальной версии фильма идут титры. Многие зрители решили, что это знак того, что Уиллард всё же вызвал бомбардировщики.

  • В фильме Коппола сыграл небольшую роль журналиста, который делает репортаж во время боя. Его слова: «Не смотрите на камеру, делайте вид, что сражаетесь!».

  • Фрэнсис Форд Коппола предлагал Аль Пачино сыграть Уилларда. Но тот не согласился, сказав: «Я знаю, на что это будет похоже. Ты будешь сидеть там, в вертолете, и указывать, что мне делать, а я буду торчать в этом болоте пять месяцев». На самом деле съемки продлились 16 месяцев

  • В фильме нет начальных титров. Название фильма появляется только в конце.

Награды

  • Кинофестиваль в Каннах 1979:
    — Главный приз («Золотая пальмовая ветвь»)

  • «Оскар» 1980, награда:
    — Лучшая операторская работа (Витторио Стораро)
    — Лучший звук (Уолтер Мёрч, Марк Бергер, Ричард Беггс, Натан Боксэр)

  • «Золотой глобус» 1980, награда:
    — Лучшая режиссура (Фрэнсис Ф. Коппола)
    — Лучшая роль второго плана (Роберт Дюваль)
    — Лучшая музыка к фильму (Кармайн Коппола и Фрэнсис Ф. Коппола)
  • «Оскар» 1980, номинации:
    — Лучший фильм
    — Лучший режиссёр (Фрэнсис Ф. Коппола)
    — Лучший сценарий, основанный на другом произведении (Фрэнсис Ф. Коппола и Джон Милиус)
    — Лучшая роль второго плана (Роберт Дюваль)
    — Лучшие декорации (Анжело П. Грэхэм, Джордж Р. Нельсон и Дин Тавуларис)
    — Лучший монтаж (Лиза Фрухтман, Джеральд Б. Гринберг, Ричард Маркс и Уолтер Мёрч)
  • «Золотой Глобус» 1980, номинации:
    — Лучший игровой фильм

Афиша фильма «Апокалипсис сегодня»
Афиша фильма «Апокалипсис сегодня»
Автор статьи: Алина Дорогих, видеограф, режиссёр.