Фильм «Апокалипсис сегодня». Семь кругов ада
Переступив границу зрелых лет,
Я в темный лес забрел и заблудился.
И понял, что назад дороги нет…
Данте Алигьери
«Божественная комедия»
Апокалипсис, связанный со съёмками картины, начал своё развитие практически на стадии подготовки фильма к запуску. Коппола принял решение самостоятельно финансировать ленту, для чего заложил свой дом, стоимостью несколько миллионов долларов. Планировались 16 недель съёмок в Филлипинах, участие большого количества массовки и невиданные в те времена боевые сцены. Съёмки фильма стартовали в марте 1976 года.
Первый «звоночек» прозвенел, когда режиссёр отсмотрел несколько отснятых начальных сцен и пришёл к выводу, что его категорически не устраивает игра Харви Кейтеля, которого он изначально утвердил на роль капитана Уилларда. Съёмки пришлось прервать.
Далее в съёмочный процесс вмешалась природа — в Филлипинах начался преждевременный сезон дождей. Ураган снёс дорогостоящие декорации, из-за чего производство фильма было приостановлено. Задержка составила около двух месяцев.
Злой демон как будто незримо присутствовал на съёмочной площадке и творил свои тёмные дела: инфаркт, случившийся у Мартина Шина, вследствие злоупотребления алкоголем; Марлон Брандо, сильно располневший (по сценарию полковник Курц был спортивного телосложения) и не пожелавший даже прочесть сценарий; несколько серьёзных нервных срывов у самого Копполы.
Коппола о съёмках: «Мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну — нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума».
Всё это лишь внешние факторы, случившиеся и уже завершённые во времени. Куда более интересно внутреннее полотно картины, которое продолжает жить своей сюрреалистичной, гипнотизирующей жизнью. Первая ассоциация, возникающая при погружении в атмосферу «Апокалипсиса» — это созвучие с «Божественной комедией» Данте Алигьери, а, точнее, с первой её частью — «Ад». Вряд ли Коппола, создавая свой шедевр, стремился следовать замыслу «Божественной комедии», но само построение и концепция фильма несомненно имеют тонкую ассоциативную связь с поэмой Данте.
Исследуя материал на заданную тему, обнаружила, что подобное сравнение уже возникало у ценителей картины «Апокалипсис сегодня». Авторы, к сожалению, не называют себя, поэтому я решила выстроить свою версию «путешествия в преисподнюю» на основании собранных материалов.
Ад в понимании Данте имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Шаг за шагом, круг за кругом, капитан Уиллард погружается не только в ад окружающей его обстановки войны, но и в ад подсознательных глубин своей души. Река, по которой сплавляется главный герой со своей командой, невольно ассоциируется с мифической, окутанной туманами Стикс, ведущей в царство мёртвых. Да и сам город мёртвых, с отрубленными, торчащими на столбах головами, тоже не замедлит появиться.
«Апокалипсис сегодня». Первый круг ада.
Схождение в ад у Копполы начинается в душном, прокуренном номере гостиницы города Сайгон, в котором капитан Уиллард медленно сходит с ума и испытывает настоящую «ломку» от нехватки адреналина с привкусом войны.
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
«Апокалипсис сегодня». Второй круг ада.
Следующий «круг» — это штаб разведки, в котором внешне благопристойные люди, сидя за изящно сервированным столом, тихим голосом отдают капитану приказ об убийстве полковника Курца.
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
«Апокалипсис сегодня». Третий круг ада.
В «круге третьем» Уилларду предстоит встреча с полковником Кирголом, для покалеченного войной сознания которого вполне естественно, под завораживающий «Полет валькирий», разгромить мирную деревню, чтобы покататься на доске для сёрфинга; расстрелять террористку-смертницу и тут же дать выпить из своей фляги умирающему вьетконговцу. Запах напалма и собственная доска для серфа для него дороже любой человеческой жизни, в том числе и своей собственной. Он единственный кто чувствует себя на войне как дома, но в глубине души даже этого отчаянного вояки занозой сидит мысль, рефреном звучащая в течение всего фильма: «когда-нибудь эта война закончится»…
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
«Апокалипсис сегодня». Четвертый круг ада.
Чем дальше продвигается Уиллард к глубинам тьмы, тем ярче, страшнее и пугающе-сексуальней становится атмосфера. Концерт звёзд «Плейбоя» — наглядная демонстрация факта, описанного ещё Фрейдом. Война очень сильно затрагивает и невероятно легко высвобождает на волю бессознательные базисные инстинкты человека: инстинктивную энергию, поддерживающую жизнь, и силу, зовущую человека к смерти, деструкции, саморазрушению.
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
«Апокалипсис сегодня». Пятый круг ада.
В следующем «круге» капитан становится созерцателем бессмысленного убийства мирных местных жителей, прятавших в лодке… маленького щенка. Режиссёр усиливает абсурдность ситуации, вводя сцену, в которой один из солдат предлагает, согласно инструкции штаба, отвезти истекающую кровью женщину в госпиталь.
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
«Апокалипсис сегодня». Шестой круг ада.
«Круг шестой»: последний рубеж американской армии у моста на реке. Обезумевшие солдаты, ненужные никому из штабной верхушки, потерявшие своих командиров, бессмысленно и механически делают свою кровавую работу. Они практически не спят, и в них уже не осталось почти ничего разумного и человеческого. Это — «потерянные солдаты», ходячие мертвецы, живые призраки этой страшной войны.
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
Во французской каучуковой колонии капитана Уилларда ждёт тёплый приём в семейном кругу и прекрасная женщина, окутавшая его парами опиума и любви. Это своего рода прощание с самым прекрасным чувством на земле: Уиллард потихоньку утрачивает способность любить. Режиссёр подчёркивает это, намеренно посадив своего героя под обжигающе-кровавые лучи солнца во время семейной трапезы.
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
«Апокалипсис сегодня». Седьмой круг ада.
Воронка сужается, и на самом дне этого ада Уиллард встречает полковника Курца, ангела зла, боли и духовного опустошения. Гений военной стратегии и тактики, великолепный знаток человеческой души, ярый сторонник организованной профессиональной армии, чьи таланты и способности оказались не востребованы и признаны вредными. Пережив сильнейший психологический шок, его сознание бесповоротно переродилось в нечто совершенно новое, выходящее за рамки ординарного человеческого начала, по-своему совершенное, хотя и дьявольски жестокое.
Кадры из фильма «Апокалипсис сегодня»
Жена Копполы Элинор говорила про фильм: «В этом фильме сам Фрэнсис метафорически путешествует вглубь себя, чтобы встретиться со своими фобиями: страхом провала, страхом смерти и страхом сойти с ума»
Всё, чего хотел Коппола на протяжении своей карьеры, — это полная творческая свобода. Но на съёмках «Апокалипсиса» он, подобно своему герою полковнику Курцу, испытал на себе её оборотную сторону: не что иное, как абсолютная свобода, и приводит человека в самое сердце тьмы.