Загрузка Мероприятия
12 января 16:00
«Звенигора»
СССР / Украина, 1927, 66 мин.

Режиссёр Александр Довженко

В ролях: Николай Надемский, Семён Свашенко, Александр (Лесь) Подорожный, Полина Скляр-Отава, Георгий Астафьев и другие

Сценарий фильма, написанный М. Иогансоном и Ю. Юртыком, был настолько переработан режиссером, что авторы демонстративно отреклись от картины. В ней не было сюжета в общепринятом смысле слова. Это были фрагменты из тысячелетней истории Украины. Тут были эпизоды из многовековой борьбы украинского крестьянства с польской шляхтой, и воспоминания о варягах, и гайдамацкая вольница, и мировая война 1914—1918 годов, и Октябрьская революция, и петлюровская контрреволюция, и белоукраинская эмиграция. Фрагменты были объеденены символической фигурой дида (артист Н.Надемский) с белой как лунь бородой, в вышитой полотняной рубахе и широких домотканных штанах.

Простодушный и хитроватый, дид проходил, не меняясь, через все эпизоды, олицетворяя собой вековое украинское крестьянство. Многие столетия лелеет дид мечту о счастье — о заколдованном кладе, закопанном в Звенигоре. Но счастье не дается в руки: не пускает «нечистая сила». Вот-вот добирается дид до заветного клада, но только прикоснулся к нему, как драгоценные золотые кубки превращаются в груду глиняных черепков. У дида — два внука. Один — хороший, работящий парень Тимошь (С.Свашенко). Второй Павло (А.Подорожный), шалопай и бездельник, позже петлюровец и бандит. Дид не знает, за кем из двух идти, с кем мужичья правда. Вначале он поддается на уговоры внука-петлюровца и глухой осенней ночью подкладывает под рельсы динамит. Но в последний момент дида берет раздумье, он отказывается от диверсии и сам подает сигнал, чтобы предупредить машиниста об опасности. Поезд останавливается, и выскочившие из него пассажиры берут дида с собой.

Композиционная рыхлость «Звенигоры», перегрузка большим и малоизвестным зрителю историческим материалом, сложные образы — символы — все это делало фильм малопонятным зрителю, и он быстро сошел с экранов. Но он показал, что в лице Довженко в советскую кинематографию вошел большой художник с яркой творческой индивидуальностью.

19 января, 16:00

«Родился человек», «Скорпион».

Родился человек / Sündis inimene


СССР / Эстония. 1975, 16 мин.

Режиссёр Лейда Лайус

Документальный рассказ о женщине-матери, об ожидании и таинстве рождении человека, о высшем счастье и красоте материнства.

Скорпион / Reigi opetaja


СССР / Эстония. 1977, 79 мин.

Режиссёр Юри Мююр

По мотивам рассказа Айно Калласа «Пастор из Рейги».

Действие происходит в начале семнадцатого века. Семья пастора Лемпелиуса-Скорпиона пережила драму. Он прибывает в изгнание из Таллина на остров, в приход Рейги.

 

26 января

«В тринадцатом часу ночи», «Родина электричества»

В тринадцатом часу ночи

СССР. 1969, 70 мин.

Режиссёр Лариса Шепитько

Водяной, Леший, Русалка, Баба Яга, Домовой, Овинный, а также невесть откуда взявшийся Гном, собрались за одним столом, наверное, встретить Новый Год. Многозначные диалоги весьма неожиданно прерываются песнями и плясками популярных по тому времени артистов.

Родина электричества (Из альманаха «Начало неведомого века»)

СССР. 1967, 37 мин.

Режиссёр Лариса Шепитько

По рассказу А.Платонова. В селе ждали электротехника Гриню, и мастер пришел. Однако, электродвижок взорвался и жители лишились надежды, но в каждом пробудилось желание работать лучше. Гриня старается помочь жителям села.


Тема программы «Московские школы кино. Александр Довженко и его ученики» — преемственность в отечественном кинематографе, эволюция кино как искусства в рамках различных творческих мастерских.

Куратор программы — Наум Клейман.